Что делать, если у водителя или кондуктора нет сдачи

Полезная информация по теме: "Что делать, если у водителя или кондуктора нет сдачи" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Социалка | Что делать, если у кондуктора нет сдачи за проезд?

Максим Александрович Иванкин

Начальник Управления транспорта и связи Пензы

виктор | 20.04.2016 18:20

Здравствуйте! Что делать, если у пассажира крупная купюра, а кондуктор заявляет, что у него нет сдачи? Может ли он заставить выйти на следующей остановке по этой причине? Если не может, то дайте ссылку на правила. Я их распечатаю и буду показывать кондукторам-неадекватам!

Ответ: Здравствуйте, Виктор! В Законе о Центральном банке РФ (ст. 27) указано, что официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек. Купюры и монеты любого номинала обязаны принимать без ограничения. Отказ кондукторов или водителей принимать за проезд в общественном транспорте денежные средства крупного и мелкого достоинства является незаконным.

Что делать, если у водителя или кондуктора нет сдачи

/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
У пассажира обязанности нету иметь разменную монету!

В Управление Роспотребнадзора по РА обратился потребитель, которого высадили из автобуса по причине отсутствия сдачи с крупной купюры.

Практически у каждого из пассажиров городского транспорта случалась подобная ситуация, когда в кармане находилась только крупная купюра, а у кондуктора не было с нее сдачи. Как быть? Кто прав, а кто виноват?

Потребителям необходимо помнить, что пользуясь услугами общественного транспорта, между пассажиром и исполнителем заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

На основании ст. 786 ГК РФ — по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

В соответствии с требованиями ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.

Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора.

Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его функция одна единственная — заплатить. А вот перевозчик, обязан продумать много разных своих обязательств, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу.

В Законе о Центральном банке РФ (ст. 27) указано, что официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Купюры и монеты любого номинала обязаны принимать без ограничения. Отказ кондукторов или водителей принимать за проезд в общественном транспорте денежные средства крупного и мелкого достоинства является незаконным.

Если произошла подобная ситуация – высадили из автобуса, так как не было сдачи, то, в первую очередь, необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно. Потребитель имеет право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус, в отдел Администрации города, отвечающий за пассажирские перевозки, а также обратится с иском в суд, при этом заблаговременно позаботившись о доказательной базе, подтверждающей факт отказа от заключения договора (видиосъемка, свидетельские показания и т.д.).

Уважаемые потребители в случае возникновения, каких либо вопросов оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, специалисты готовы дать Вам консультацию. Телефон горячей линии: (38822) 64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 582 гостей онлайн

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Что делать, если у водителя или кондуктора нет сдачи

/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
Если вы вошли в автобус, а разменной нет монеты, Ни о чем не беспокойтесь, не ваша забота это.

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступило обращение от потребителя, что при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа кондукторы высаживают пассажиров по причине отсутствия сдачи с крупной купюры. Подобные обращения нередки, поэтому предлагаем потребителям ознакомиться с разъяснениями по указанному вопросу.

Пользуясь услугами общественного транспорта, между исполнителем и пассажиром заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). По действующему законодательству, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора допустим лишь: при отсутствии возможности выполнить работу, оказать услугу, продать товар в данный момент (нет товара, специалистов, материала и т.п.); при отсутствии возможности заключить договор на прежних условиях и по прежним ценам, если этому препятствуют обстоятельства непреодолимой силы; при наличии иных уважительных причин. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса».

На основании ст. 786 ГК РФ — по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

В соответствии с требованиями ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.

Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора, в силу того, что п.3.8.1 письма Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» устанавливает обязанность Директора (его заместителя, заведующего, дежурного администратора и пр. ответственных лиц) предприятия обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе, в количестве, необходимом для расчетов с покупателями.

Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его основная функция — заплатить. А вот перевозчик, если уж взялся предоставлять услугу, обязан продумать каким образом он будет выполнять свои обязательства, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу. Если все же произошла подобная ситуация, то в первую очередь потребителю необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно. Потребитель имеет право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус, в отдел Администрации города, отвечающий за пассажирские перевозки, а также обратится с иском в суд, при этом заблаговременно позаботившись о доказательной базе, подтверждающей факт отказа в заключении договора (видеосъемка, свидетельские показания и т.д.).

По вопросу обеспечения кондукторов разменными деньгами, специалистами Управления направлено письмо в адрес Региональной общественной организации «Горно-Алтайский городской Союз индивидуальных автопредпринимателей Республики Алтай».

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 582 гостей онлайн

Читайте так же:  Бизнес-план свадебного салона

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Что делать, если в муниципальном автобусе у водителя нет сдачи?

Добрый день, у меня произошла следующая ситуация, в общественном муниципальном автобусе мне отказали в продаже билета по причине отсутствия сдачи у водителя, после чего водитель отказался продолжать следовать дальше по маршруту, дабы не задерживать ни в чём не винных пассажиров автобуса, мне пришлось покинуть транспортное средство.

У меня 2 вопроса:

1) «Могу ли я ссылаться на Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 28.04.2015) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» пункт 52. «В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора — водителем.» при составлении жалобы в транспортную компанию?»

2) «Чья это проблема, что у водителя нет сдачи, водителя или пассажира?»

Юридический форум

Бесплатные консультации юристов

  • Вы не зашли.
  • Версия для печати

Страниц: 1

  • Главная
  • » Трудовое право
  • » если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

#1 22.03.2009 15:25:25

если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса
Есть порядок перевозки пассажиров. Человек обязан оплатить проезд. Не может – его никто не повезет. Если кондуктор разменяет тысячу одному человеку, то остальные сдачу получить не смогут. Кондуктора закон не нарушили.
Есть правила товарооборота, согласно которым продавец должен принять деньги и дать сдачу, и есть законодательство, регулирующее свободное хождение валюты. Любая купюра может быть представлена лицу (водитель, кондуктор), предоставляющему услугу или товар в соответствии с законом «О защите прав потребителей». По специальным правилам, разработанным Министерством торговли, продавец обязан дать сдачу и не имеет права требовать от покупателя, чтобы он сам менял деньги. По аналогии, так же должно происходить и при предоставлении услуг автотранспорта.

Вы даже можете обратиться в суд для возмещения морального ущерба. А если из-за таких действий кондуктора вы опоздали на деловую встречу, сулящую прибыль, речь идет уже об упущенной выгоде. Поэтому запомните при выходе из маршрутки,троллейбуса и т д, номера и возьмите номера телефонов у пары человек, если они согласятся быть свидетелями. Хорошо, если рядом окажется кто-то из знакомых.

Кроме того, правилами перевозок пассажиров запрещено высаживать людей между остановками.

Сегодня 13:24:45

Не нашли ответа?
Задайте вопрос юристу с нашего сайта!
Бесплатная консультация. Быстро и анонимно.

Сегодня 13:24:45

#2 22.03.2009 15:25:25

Re: если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

скажи спасибо, что мелочи мешок не выдали на сдачу.

#3 22.03.2009 15:25:25

Re: если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

В АТП , начальству.

#4 22.03.2009 15:25:25

Re: если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

у меня в электричке такое было.так он меня 3 вагона провел чтобы у кого нибудь разменять,так еще и штраф содрал!а я виноват что в кассе сдачи небыло

#5 22.03.2009 15:25:25

Re: если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

Вы можете обратиться в отдел по защите прав потребителя.

#6 22.03.2009 15:25:25

Re: если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

у нас не высаживают, это его проблемы что нет сдачи, пусть ищет, меняет или позже берет за проезд

Сегодня 13:24:45

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристу с нашего сайта!
Бесплатная консультация. Быстро и анонимно.

Сегодня 13:24:45

Страниц: 1

  • Главная
  • » Трудовое право
  • » если у кондуктора нет сдачи с 1000 рублей и меня высаживают из троллейбуса

Что делать, если у продавца нет сдачи или у водителя закончились талоны

Если у продавца нет сдачи, когда покупатель рассчитывается за покупки наличными, то помните, что прав именно покупатель. (Но это не работатет при оплате проезда в общественном транспорте.) Что делать в ситуации, когда предлагают купить шоколадку («чтобы до круглой суммы»), жевательную резинку («нет мелочи, возьмите жвачку»), просто что-то не продают или обсчитали (как вам кажется), выяснил TAM.BY.

Отсутствие сдачи – проблема продавца

В беларуском законодательстве прописано, что «в начале рабочего дня кассир или иной работник продавца, осуществляющие прием наличных денежных средств, должны быть обеспечены разменными купюрами в количестве, необходимом для осуществления расчетов с покупателями» ( Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания).

Читайте так же:  Что лучше продавать в интернет магазине

Нельзя вынуждать совершать покупки

«Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров, продукции общественного питания обязательным приобретением других товаров, продукции общественного питания или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов. Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором на их оказание, но не позднее трех календарных дней с момента доставки товаров покупателю». Это тоже прописано в тех же Правилах.

Кажется, что неправильно дали сдачу

Во-первых, проверять нужно на месте. Во-вторых, покупатель вправе потребовать сверить показания контрольной ленты кассового оборудования с фактической суммой налички в кассе. Да, это муторно, но такой способ действительно работает.

А если сдачи все-таки нет?

Пишите в Книгу жалоб, что закон в этой торговой точке не соблюдается, пускай разбираются. Имеете полное право.

Что делать в ОТ, если у водителя нет талонов/сдачи

В данном случает все работает по-другому. Постановление Совмина № 972 от 30 июня 2008 года «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» гласит : «Пассажир обязан своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующей остановки». То есть если пассажир не купил талон заранее – это его проблема. Во время поездки продавать обязан только кондуктор, но никак не водитель. В спорных ситуациях «Минсктранс» всегда ссылается именно на это.

«Водители в принципе не должны брать денег у пассажиров»

Трамвайное хамство.

Водитель трамвая отказалась продать билет. Сказала: «Нет сдачи с 1000-рублевой купюры». Других у меня не было.

— Что будем делать? — спросил я.

— Идите, меняйте где-нибудь. Или ждите следующий трамвай, может, там сдача будет.

Я выходить из вагона отказался. Очень спешил. Прыгать через турникет или пролезать под него не хотелось. Остался стоять на месте, полагая, что инцидент исчерпан. Но на следующей остановке (конечной) водитель дверь мне не открыла. Дескать, по правилам пассажиры выходят из других дверей — тех, что за турникетом. Минут пять шла оживленная дискуссия. Водитель трамвая маршрута N 28 доказывала, что сдачи она мне давать не обязана и вообще я безбилетник. Я грозил вызвать милицию, но тут время стоянки истекло, дверь она распахнула для других пассажиров. Я вышел, а потом написал жалобу в ГУП «Мосгортранс». Но уже после того, как отправил ее, обнаружил в интернете, что я далеко не первый, кто возмущается такими фокусами. Да и случай мой не самый тяжелый. Поскольку случается, что пассажиров в подобных ситуациях просто выкидывают из автобусов, троллейбусов и трамваев.

Жалобу мою, вероятно, не удовлетворят. Транспортники уже отвечали: сдачу водители давать не обязаны, а билеты следует брать заранее. Вот это и есть трамвайное хамство. Я в советах вагоновожатых не нуждаюсь, нечего учить меня жить. Билет буду брать, когда удобно мне, а не трамвайному начальству. Причем в соответствии с правилами. А они предусматривают покупку билета и у водителя. И нет в них никаких оговорок по поводу номинала купюр, которыми пассажир должен расплачиваться. Зато есть федеральные правила мелкорозничной торговли, прямо запрещающие требовать от покупателя (в данном случае услуги) «самому разменивать деньги». И в «Мосгортрансе» это знают, поскольку в аналогичной ситуации, но в киоске по продаже билетов признали, что водитель нарушила эти самые правила.

Видео (кликните для воспроизведения).

В бурных интернет-дискуссиях защитники трамвайного хамства упирали на существование хитрецов, специально предъявляющих крупного достоинства «проездной билет Банка России». Но я не из их числа. Подозревать меня в жульничестве — тоже хамство.

У проблемы есть решение. Милицейские контрольные закупки билетов. В КоАП есть пара статей, карающих за нарушение прав потребителей. Как только начнут выкатывать штрафы, сдача у водителей появится.

. сам «заяц»!

«Такие проблемы будут возникать до тех пор, пока мы принципиально не уйдем от покупки проездных у водителей, — отвечает на «крик души» обозревателя «Известий» первый замглавы транспортного департамента столицы Александр Воробьев. — Водители в принципе не должны брать денег от граждан. В свое время мы специально установили цену на покупку проездного у водителя в 25 рублей (в киосках 17 и дешевле), чтобы пассажиры приобретали их заранее, не отвлекая шоферов от основной работы. Конечно, для этого должна работать широчайшая сеть реализации билетов. А в ближайшее время мы и вовсе уйдем от наличных денег на наземном транспорте, внедрив три альтернативных варианта оплаты проезда.

Первый — бесконтактная проездная карта, которая будет срабатывать на турникетах «Мосгортранса», метрополитена и железной дороги, списывая цену поездки.

Второй — с помощью банковской карточки, которая сегодня есть у подавляющего числа горожан. Удобен тем, что в конце месяца банк подсчитывает число поездок и списывает денежную сумму. То есть не будет такого, как сейчас, — купил 60 поездок, использовал 50, а десять пропали.

Третий вариант — подносишь к турникету мобильник, с которого списывается стоимость проезда.

— Первые бесконтактные системы будут внедрены через 3-4 месяца, — говорит Воробьев. — Но это не значит, что мы к этому времени уйдем от классической оплаты. Сначала посмотрим, как будут работать новые карты, обкатаем их.

Кстати, как рассказали «Известиям» в департаменте транспорта, уловкой дать водителю тысячную купюру, чтобы купить билетик за 25 рублей, — охотно пользуются грамотные «зайцы». Особенно по утрам, когда у водителей действительно не хватает сдачи, и в часы пик, когда очередь к турникетам особо нервная. Как правило, в таких случаях водители пропускают в салон без денег.

А вот как проблему «не успел купить билетик» решили, к примеру, в Нью-Йорке. Как и многие госслужащие, водители муниципального транспорта не имеют права брать деньги в руки. Пассажир, не купивший билет в автомате (установлены в метро, которое работает круглосуточно), опускает два доллара в аппарат при входе в автобус. Оттуда выползает билет, и человек проходит в салон. Водитель от движения не отвлекается. Турникетов нет. Сдачи автомат не дает. Как, впрочем, и не хамит.

Что делать, если у водителя или кондуктора нет сдачи

Если у продавца нет сдачи, когда покупатель рассчитывается за покупки наличными, то помните, что прав именно покупатель. (Но это не работатет при оплате проезда в общественном транспорте.) Что делать в ситуации, когда предлагают купить шоколадку («чтобы до круглой суммы»), жевательную резинку («нет мелочи, возьмите жвачку»), просто что-то не продают или обсчитали (как вам кажется), выяснил TAM.BY.

Читайте так же:  Как определить адрес ип по его инн

Отсутствие сдачи – проблема продавца

В беларуском законодательстве прописано, что «в начале рабочего дня кассир или иной работник продавца, осуществляющие прием наличных денежных средств, должны быть обеспечены разменными купюрами в количестве, необходимом для осуществления расчетов с покупателями» (Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания).

[2]

Нельзя вынуждать совершать покупки

«Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров, продукции общественного питания обязательным приобретением других товаров, продукции общественного питания или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов. Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором на их оказание, но не позднее трех календарных дней с момента доставки товаров покупателю». Это тоже прописано в тех же Правилах.

Кажется, что неправильно дали сдачу

Во-первых, проверять нужно на месте. Во-вторых, покупатель вправе потребовать сверить показания контрольной ленты кассового оборудования с фактической суммой налички в кассе. Да, это муторно, но такой способ действительно работает.

А если сдачи все-таки нет?

Пишите в Книгу жалоб, что закон в этой торговой точке не соблюдается, пускай разбираются. Имеете полное право.

Что делать в ОТ, если у водителя нет талонов/сдачи

В данном случает все работает по-другому. Постановление Совмина № 972 от 30 июня 2008 года «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» гласит: «Пассажир обязан своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующей остановки». То есть если пассажир не купил талон заранее – это его проблема. Во время поездки продавать обязан только кондуктор, но никак не водитель. В спорных ситуациях «Минсктранс» всегда ссылается именно на это.

Отсутствие сдачи у кондуктора — кто виноват?

Каждое утро, собираясь на работу, я выкладываю из кошелька в карман мелочь на проезд. Сегодня мелочи не оказалось. Перерыла все карманы, не нашла. Взяла 500 руб., с мыслью, что это же не 5000 руб., к тому же мне уже давали в троллейбусе сдачи однажды с такой купюры, ничего страшного.

Села я в свой транспорт, еду. Подходит кондуктор (тетя слегка за 50, с явно плохим настроением). Я протягиваю свою пятисотку. Она сообщает, что сдачи у нее нет и уходит к другим пассажирам. Мне ехать всего 4 остановки и я решила, что раз уж не нашлось сдачи я доеду так, так как от нее не последовало больше никаких комментариев. Однако когда она подошла к другим людям и они ей подали мелочь, она обернулась ко мне и сказала, мол, вот люди правильно ездят, а вы хотите бесплатно! А я же вам не магазин, деньги разменивать!

Затем она пошла по салону (я в это время прибывала в легком шоке) и громко заявляет: «Посмотрите, люди добрые, женщина хочет бесплатно проехать!» За меня начали заступаться, говорить, что она же не убегает от вас по салону и не без денег, все были на моей стороне. Кондуктор орала, что типа выходите из троллейбуса и все такое, но моя остановка уже была следующей и я уже сама хотела быстрее выйти.

Тетя кондуктор не унималась, орала знаю я таких любителей бесплатного проезда! Затем она повернулась ко мне (я уже стояла в низком старте на выход) и сказала: «Больше сюда не заходи!» Чтобы это значило? Потом к ней подошел какой-то парень и спросил:»Что у вас нет сдачи с 500 рублей. » На что она ответила:»С утра 2 человека с 1000-ми купюрами ехали, все отдала!»

Я вылетела из троллейбуса пулей. Мне было обидно, почему обо мне сделали такой вывод. Я хорошо одета (в шубе, к слову), на бомжиху не похожа, на наркоманку тоже. Мне 30 лет, не малолетка, такими вещами заниматься.

Время было 9:30, думаю к этому периоду уже многие добрались до работы и касса у кондуктора должна быть с разменными деньгами.

Как вести себя в подобной ситуации и кто был не прав?

К кому обращаться кемеровчанам, если у кондуктора нет сдачи

Одна из наших читательниц обратилась к нам с просьбой разъяснить ситуацию, в которой каждый из нас хоть раз оказывался сам.

— Недавно я зашла в автобус, но обнаружила, что из наличных денег у меня только тысячная купюра, а мелочи совсем нет. Я протянула деньги кондуктору и встретила недоумевающий взгляд. «Я вам не сдам,- сказала она. — Ищите мелочь, у меня здесь не разменный пункт». Я сказала, что мельче денег у меня нет, и проехала до своей остановки, бесплатно. И кто же прав в такой ситуации? — спросила нас читательница.

И действительно, как быть, когда у тебя только крупные купюры: требовать сдачи или выходить из транспорта?

— Согласно Гражданскому кодексу РФ , водитель обязан перевезти пассажира в соответствующий пункт, а пассажир обязан оплатить проезд. Люди, не оплачивающие проезд, являются нарушителями закона, которых ждет штраф, — пояснили нам в УЕЗТУ города.

Всем понятно, что у кондуктора есть определенное количество разменных денег, однако их необходимый объем законом не прописан. Платить в любом виде общественного транспорта все равно придется. Однако если кондуктор или водитель в грубой форме выражает свое недовольство тем, что у вас нет купюр помельче, вы вправе это пресечь.

В том же УЕЗТУ подтвердили, что, если имело место недоброжелательное и недостойное поведение водителя или кондуктора, пассажир может обратиться на предприятие, обслуживающее данное транспортное средство, с жалобой.

Для того чтобы не было проблем с мелочью, существуют транспортные карты. Они просты в использовании, доступны и даже предполагают льготы. Главный минус: в Кемерове такой картой можно оплатить проезд в любом виде общественного транспорта, кроме маршрутных такси. А ведь именно они остаются самым популярным средством перевозки пассажиров. Немногие жители столицы Кузбасса знают, что в маршрутках электронные карты все-таки введены — правда, пока экспериментально. Данная система тестируется с августа 2014 года.

Читайте так же:  Что мешает развитию бизнеса - проблемы создания малого бизнеса

— На сегодняшний день только в трех маршрутных такси работают специальные считывающие устройства, позволяющие оплатить проезд с помощью транспортной карты. Пассажир прикладывает транспортную карту и получает квитанцию об оплате, содержащую все реквизиты билета, а водитель на специальном информационном табло контролирует количество оплаченных билетов, — рассказал нам директор МБУ «Управление единого заказчика транспортных услуг» Александр Ворошков.

По такой системе работают маршрутки под номерами 3т, 9т, 48т и 81т, они меняются маршрутами, поэтому речь идет только о трех такси.

Данная система очень удобна и в значительной мере облегчила бы жизнь и пассажирам, и водителю. Не пришлось бы искать по карманам мелочь и переживать, что так и не получишь сдачи с крупной купюры. Водитель бы меньше отвлекался от дороги, ведь далеко не в каждой маршрутке есть кондуктор — само оборудование располагается на поручне, расположенном при входе. Новая система находится в процессе доработки: ее все еще тестируют и реальные пассажиры ей не пользуются. Но самое главное препятствие в массовом оснащении маршруток таким оборудованием — отсутствие финансирования. По словам Александра Ворошкова , тестирование и установка требуют серьезных денежных вложений. Поэтому пока, отправляясь в дорогу, постарайтесь все-таки отыскать в своих карманах мелочь.

Отказ в сдаче с крупной суммы денег — кто виноват?

Почти каждый россиян сталкивался с проблемой в отказе сдачи с крупной суммы денег. Будь то магазин, транспорт или иное учреждение, оказывающее услуги. В результате крупная купюра приносит испорченное настроение, нервы и прочие неприятные ощущения. Попробуем разобраться, кто же все-таки виноват.

В редакцию ВашГород.ру постоянно обращаются возмущенные жители Новокузнецка, которые столкнулись с подобной проблемой. Так, Татьяна Иванова пишет: «Утром 10 сентября я зашла в аптеку №37, что на улице Орджоникидзе, мне надо было купить таблетки от температуры. Когда я протянула «тысячу» в мой адрес полетели нелицеприятные выражения, о том, где продавец должен брать сдачу. Так ни с чем я и ушла оттуда«.

Аналогичная ситуация произошла с Николаем Григорьевм в маршрутном автобусе (номер не уточняется). «Сегодня сел в автобус, ко мне подошла кондуктор и попросила оплатить проезд. Я ей дал 1000 рублей, она сказала что у неё нет сдачи и выпроводила меня из маршрутки. Непонятно, если у кондуктора нет сдачи, то я должен выйти или могу ехать дальше?«.

Попробуем разобраться, кто же все-таки виноват.

[3]

Мы обратились за консультацией к эксперту, который пояснил, что продавец не имеет права требовать с покупателя самому разменивать деньги.

«В соответствии со статьями 426 и 492 Гражданского кодекса договор розничной купли-продажи является публичным. Это означает, что покупателю не может быть отказано в заключении договора, т.е. в совершение покупки, если законом прямо не предусмотрено иное. Однако законом не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки только потому, что у продавца отсутствует сдача.

Следовательно, продавец должен принять деньги в оплату товара, выдать товар и произвести с покупателем расчет (выдать сдачу). Статьей 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Это означает, что продавец не вправе отказать в приеме банкноты любого достоинства«, отмечает он.

В случае отказа продавца принять деньги в оплату покупки следует зафиксировать это в книге отзывов и предложений магазина в виде жалобы. Действия продавца можно также обжаловать в территориальное отделение Роспотребнадзора. За нарушение прав потребителей, в т.ч. за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа (ст. 14.8 КоАП).

Тоже самое касается и кондукторов, отказывающих пассажиру в проезде из-за крупной купюры.

Поэтому важно знать свои права и при необходимости отстаивать их, чтобы не идти пешком до работы или не остаться без таблеток от температуры.

Пассажир дал сдачи

Девять из десяти проезжающих, наверное, просто закинули бы эту тысячу на «Тройку» и спокойно поехали дальше. Но пассажир пошел до конца и обратился в столичное управление Роспотребнадзора. Как сообщили в пресс-службе ведомства, по заявлению москвича на ГУП «Мосгортранс» завели административное дело. Специалисты считают, что Закон «О защите прав потребителей» разрешает платить за товары и услуги и карточками, и наличными. А в 49-м пункте федеральных «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» сказано, что на остановках продавать билеты должны водители и кондукторы. В Москве, как известно, кондукторов нет — только контролеры. А раз так, посчитали в Роспотребнадзоре, водитель был обязан продать билет во что бы то ни стало. Во всяком случае, тот же закон о правах потребителей ясно говорит: «Продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров». А уж как платить: «Тройкой», пластиковой картой, тысячной купюрой — это выбор потребителя.

На практике у водителей действительно часто не оказывается сдачи — это из личного опыта. «Единые» в автобусе продаются только на 1 или 2 поездки, цена вопроса от 55 до 110 рублей. А поскольку большинство пассажиров, по данным столичного департамента транспорта, пользуются «Тройкой» или банковской картой, наличных у водителя-продавца не так уж и много. Я и сам пару раз оказывался в автобусе с тысячей, но без проездного. Тогда были еще турникеты. И водитель просто говорил: «Повезло тебе парень, бесплатно едешь, пролезай!». Но с другой стороны, а если зашли бы контролеры?

«Билет на автобус — это не просто кусок картона, а подтверждение договора о перевозке пассажира в соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса, — рассказал «РГ» столичный адвокат Владимир Постанюк. — Перевозчик обязан провезти пассажира по маршруту, а пассажир должен оплатить. Отсутствие сдачи — не забота потребителя». Кондуктор или, как в данном случае, водитель обязан иметь сдачу, считает он. Перевозчик должен обеспечить сотрудника разменными деньгами. А если их нет, и пассажир не отказывается от оплаты, высадить его никто не имеет права. Точно так же посчитали и в Роспотребнадзоре и наложили на «Мосгортранс» штраф в 40 тысяч рублей по статье 14.8 КоАП — «Нарушение иных прав потребителей». Предприятие обжаловало постановление в Арбитражном суде Москвы. Но им удалось лишь снизить сумму взыскания на 10 тыс. руб. Впоследствии штраф пытались обжаловать еще и в Девятом арбитражном апелляционном суде, но там прежнее решение о штрафе на 30 тысяч рублей оставили в силе.

Читайте так же:  Как оформить шенгенскую визу для ребенка

«Суд в данном случае абсолютно прав, — считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. — Такие же нормы, как для перевозчиков, действуют и для магазинов. В кассах должно быть достаточно купюр и монет». По мнению экспертов, пассажирам стоит в любой конфликтной ситуации вести себя спокойно и записать все на видео. Потом можно обращаться к перевозчику, в Роспотребнадзор или суд.

Инструкция: если у кондуктора нет сдачи, можно ехать бесплатно

Оплата за проезд в общественном транспорте сейчас осуществляется через кондуктора. Прошли те времена, когда люди покупали талончики и самостоятельно их компостировали. Такой процесс контролировался водителем и специальными контролерами. Наличие в автобусе кондуктора делает процесс оплаты более трудоемким и конфликтным, поскольку иногда доминируют субъективные факторы.

Конфликтные ситуации при оплате проезда

Проезд в общественном транспорте оплачивается картами и наличными деньгами. Оба варианта могут порождать конфликтные ситуации. Карта может не читаться на данном терминале, а при оплате наличными средствами у кондуктора может не оказаться сдачи.

Неработающая карта является основанием потребовать от пассажира оплатить проезд наличными средствами. Против такого требования кондуктора обычно никто не возражает. Исключением является проезд по социальной карте пенсионеров и инвалидов, поскольку люди, расплачивающиеся постоянно социальной картой, могут не иметь при себе наличных денег.


Наиболее острые ситуации возникают в случае, когда кондуктор не принимает купюру, с которой у него нет сдачи. Иногда такой факт является основанием для того, чтобы потребовать у пассажира оплаты проезда без сдачи. Если человек не согласен, его могут удалить из автобуса.

Подобные ситуации могут провоцироваться пассажирами, которые намеренно берут с собой крупные купюры для того, чтобы ехать бесплатно. Такое поведение клиентов вызывает негодование у тех, кто оказывает транспортные услуги, поскольку возить людей себе в убыток никому не хочется.

Для того чтобы дать объективный ответ на вопрос, если у кондуктора нет сдачи, можно ли ехать бесплатно, необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим взаимоотношения лиц, участвующих в осуществлении транспортных перевозок.

Юридические основания

Проезд в общественном транспорте — это услуга, которую оказывают сразу несколько лиц. Это владелец транспортного средства (физическое или юридическое лицо), водитель и кондуктор. Потребителями этих услуг являются пассажиры.

Оплата за такие услуги производится в процессе их предоставления, в то время как большинство услуг оплачиваются до их осуществления. Человек, проехавший в автобусе несколько метров, уже получил услугу, за которую в любом случае должен заплатить.

В те времена, когда люди компостировали талончики, оплата осуществлялась до предоставления услуги, то есть в момент приобретения талонов, которые в этом случае являлись эквивалентом денежных средств. Компостирование необходимо было для того, чтобы зафиксировать момент оказания уже оплаченной услуги.

Оплата наличными, осуществляемая в автобусе, регулируется ФЗ № 2300−1 (О защите прав потребителей). В соответствии с нормами этой статьи, потребитель обязан заплатить за услугу, а поставщик обязан предоставить эту услугу в соответствии с оплатой.

Логика тех, кто защищает кондуктора, высаживающего пассажиров, пытавшихся оплатить проезд слишком крупной купюрой, основана на ст. 486 ГК РФ. Пункт 4 этого норматива говорит о том, что продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора. Поскольку платежи по услугам аналогичны платежам, осуществляемым в процессе купли-продажи, люди иногда делают вывод, который можно охарактеризовать фразой «не можешь платить, как мне надо, выходи из автобуса».

[1]

Однако ст. 37 ФЗ № 2300−1 обязывает потребителя провести оплату за услуги в порядке, оговоренном договором. Функцию договора в данном случае выполняет установленная цена билета. Поставщик услуг не имеет права требовать от потребителя оплаты сверх договорной цены. Это означает, что независимо от предоставленной купюры кондуктор должен выдать билет только по фиксированной цене.

Если пассажир предоставляет кондуктору деньги, превышающие фиксированную цену, то поставщик услуг в лице кондуктора должен обеспечить условия оплаты по данной цене. Иными словами, кондуктор обязан дать сдачу. Если он этого не делает, то пассажир может ехать дальше без билета.

Кроме того, потребитель услуг может оплачивать проезд любыми купюрами, находящимися в обращении на территории России. Он может предоставить кондуктору денежные единицы от копейки до 5000 рублей. Сторона, предоставляющая услуги, не имеет оснований для отказа как от копеек, так и от крупных купюр.

Что делать, если вас пытаются высадить из автобуса

Попасть в конфликтную ситуацию может каждый. Выход из нее зависит от многих факторов. Однако главным фактором является ваша позиция и юридическая грамотность. Если вам попался агрессивный и неадекватный кондуктор, то можно посоветовать следующие действия:

  • не поддавайтесь на провокации, ведите себя спокойно и вежливо;
  • не покидайте автобуса даже в том случае, если к вам применяют силу;
  • постарайтесь снять происходящее на телефон;
  • потребуйте предоставления сведений, позволяющих узнать идентификационные данные кондуктора и владельца автобуса;
  • позвоните хозяину автобуса (обычно эти сведения висят на кабине водителя);
  • если не удается связаться с хозяином, позвоните в организацию, которая осуществляет контроль работы пассажирского автотранспорта;
  • если к вам применяют физическую силу, сообщите об этом в полицию.

Обычно некоторые из этих действий удается выполнить только после выхода из автобуса. Для того чтобы добиться справедливости, необходимо, как минимум, знать номер автобуса и время осуществления кондуктором некорректных поступков.

Если удалось снять конфликтную ситуацию на видео, то для наведения порядка иногда достаточно разместить запись в интернете.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любой человек, принимающий оплату за товар или услугу, должен обеспечить потребителю возможность внести деньги по договорной цене. Главным моментом в этом является возврат лишних средств в виде сдачи. В такой ситуации реализуются права потребителя и обязанности поставщика.

Источники


  1. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  3. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
Что делать, если у водителя или кондуктора нет сдачи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here