Что мешает развитию бизнеса — проблемы создания малого бизнеса

Полезная информация по теме: "Что мешает развитию бизнеса — проблемы создания малого бизнеса" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Что мешает развитию бизнеса — проблемы создания малого бизнеса

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Степанова Е.В.

(кафедра экономики, МГТУ)

В условиях общего экономического спада и политической нестабильности положение в сфере малого предпринимательства продолжает оставаться сложным и неустойчивым. Число малых предприятий снижается, равно как и численность занятых в малом бизнесе. Значительная часть зарегистрированных фирм так и не приступила к хозяйственной деятельности. Некоторые предприятия создаются лишь для того, чтобы обеспечить приработок людям, не удовлетворенным заработной платой в госсекторе. Другие — для облегчения сделок с посредниками и ухода от налогов.

По некоторым экспертным оценкам, развитие малого бизнеса достигло критической точки: доля предприятий с падающей доходностью повысила число развивающихся. Произошло сокращение объема производства на промышленных малых предприятиях.

Уменьшение доходности малого бизнеса и неопределенность его перспектив снижают интерес россиян к предпринимательской деятельности.

Трудно поставить кризисное положение дел в вину предпринимателям, поскольку оно во многом обусловлено состоянием экономической среды.

Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды.

В результате в самое ближайшее время может быть исчерпан внутренний «резерв прочности» субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, в отдельных отраслях и регионах.

Что мешает развитию малого и среднего предпринимательства в России?

О важности малого и среднего предпринимательства для российской экономики говорится много. Но на деле эта сфера переживает сегодня не самый благоприятный момент. Только повысившийся уровень страховых платежей поставил большую часть действующих предприятий перед дилеммой: закрываться или уходить в тень.

Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвежденной правительством в декабре 2008 года, предполагает не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства, с 15 до 60 %.

Опыт развитых стран показывает, что малый и средний бизнес (МСБ) эффективно развивается в странах, где создаются благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

В большинстве развитых стран именно малый и средний бизнес является основой экономики. Так, например, в странах ЕС, США, Японии доля занятых в малых и средних компаниях составляет около 50–70 % от общего числа экономически активного населения. Доля инновационных предприятий также высока – до 40 % от общего числа компаний сферы МСБ.

Россия сравнения с этими странами не выдерживает. По данным Росстата, в разных секторах экономики доля малых инновационных предприятий колеблется от 1,5 до 10 %. Несмотря на то, что за последние годы было принято множество важных государственных решений и нормативно-правовых актов, призванных обеспечить поддержку субъектам МСБ, сегодня эти меры в лучшем случае нацелены на решение только конкретных тактических задач. Целостной стратегии, которая обеспечила бы переход к инновационно ориентированной структуре экономики, не существует.

Однако было бы неверно утверждать, что Россия проиграла битву за инновации. Если судить по оценкам общественной организации «ОПОРА РОССИИ», то по уровню способности к созданию новых технологий российские компании находятся не на последнем месте. Так, например, доля затрат компаний на НИОКР в ВВП в России в 2007 году составила 0,72 %. Это больше, чем на Украине, в Беларуси, Турции, Чили или Бразилии, однако почти в 1,5 раза меньше, чем в Китае. Что же касается заимствования и адаптации технологий, то, по данным Всемирного экономического форума, мы сильно отстаем даже от Казахстана и Украины.

Нынешняя политика не позволяет достичь показателей развитых стран, так как сегмент МСБ рассматривается отдельно от структурных преобразований. Задача увеличения численности занятых в секторе МСБ и доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны не может быть решена отдельными точечными мерами, не связанными со структурными преобразованиями экономической системы. Требуется глобальная перестройка всей экономической парадигмы, где главным двигателем экономики был бы определен малый и средний бизнес. Соответственно, одной из ключевых задач является создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата.

Следует также изменить отношение общества к предпринимательству. Предпринимательство должно стать почетным занятием. В стране должны быть сняты препятствия для открытия, ведения и развития бизнеса.

Опыт стран, осуществляющих динамичные программы развития экономики, показывает преимущества кластерного подхода, который является сильным катализатором для количественного и качественного роста МСП и может обеспечить реализацию крупных изменений как в структуре, так и в доле малого и среднего предпринимательства в экономике.

На федеральном уровне необходимо провести глубокое исследование экономики регионов, выявить их конкурентоспособные ниши и возможности. Это многократно повысит эффективность государственных мер поддержки, так как можно будет определить актуальные приоритеты. В отдельных регионах к настоящему времени кластеры уже сформировались: автомобильный в Татарстане, лесной в Архангельске, химический в Томске.

Кластерная политика позволит достичь значимых результатов и в сфере инноваций, что предполагает не только создание условий для развития малых инновационных компаний, но и встраивание их в производственную цепочку, осуществление комплексных мер по их поддержке.

Главной составляющей совершенствования инновационной системы России является ряд ключевых факторов, на развитии которых необходимо сделать основополагающий упор. В современных реалиях развитые государства уделяют повышенное внимание программам привлечения высококвалифицированных кадров для разработок и внедрения новых идей в различных областях.

Однако чрезвычайно сложно развивать инновации, если потребители ориентированы лишь на цену товаров и услуг или если доступ компаний к рынку ограничен. Важным инструментом инновационного развития может стать государственный заказ, с помощью которого государство может создать спрос на инновационную продукцию, формировать стимулы для внедрения инновационных решений в производство.

На этапе экономического роста получить финансирование крайне сложно даже для успешно работающих коммерческих предприятий. Проблема низкой доступности финансирования обострилась с наступлением мирового экономического кризиса. Для начинающих же компаний, действующих в инновационных, высокорисковых секторах, финансирование является еще большей проблемой. По данным экспертов, почти 75 % ученых и исследователей не имеют никакого опыта коммерциализации результатов научной деятельности. Об успешных попытках коммерциализации сообщили менее 4 % опрошенных, почти 5 % предпринимали попытки, которые оказались безуспешными.

Отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж и в коммерческие секторы экономики, снижение финансирования, отсутствие какого-либо контроля над качеством образования и непрестижность естественно-научного и математического образования в России оказывают постоянное воздействие на сферу высшего образования, особенно естественно-научного, инженерного и математического. Качество подготовки кадров ухудшается, причем процесс этот приобрел самоподдерживающийся характер и без специального воздействия может привести к деградации образовательной системы России в среднесрочной перспективе.

Читайте так же:  Стартапы, инвестиции, биржа стартапов

Нет секрета в том, что уровень финансирования НИОКР в нашей стране недостаточен для решения настоящих научных задач. На практике финансов хватает только на поддержание текущей жизнедеятельности научного коллектива или на некоторую модернизацию старых результатов, достигнутых в результате еще советских исследовательских проектов. При этом распределение средств между научными коллективами в значительной степени зависит от личных предпочтений конкретных лиц, осуществляющих распределение финансирования.

Малые инновационные компании отмечают множество трудностей с получением доступа к инфраструктурным объектам: 60 % опрошенных отметили низкую доступность помещений, а также недостаток специализированных услуг. Отсутствие технологичных инфраструктурных объектов с современным оборудованием не позволяет малым инновационным компаниям эффективно развиваться.

Серьезные проблемы сохраняются и в области защиты и охраны интеллектуальной собственности. Как показывают результаты опросов, существующее положение дел является источником многих барьеров для инновационной системы: 55 % опрошенных ученых говорят о том, что в большинстве случаев они не могут зарегистрировать интеллектуальную собственность и использовать ее по своему усмотрению, так как права на результат их научной деятельности частично или полностью принадлежат либо организации, в которой они работают, либо организации-грантодателю.

Еще больше нареканий вызывает защита интеллектуальной собственности. Только 7 % опрошенных считают российское законодательство в этой сфере более или менее проработанным, а интеллектуальную собственность защищенной. 68 % участников исследования заявили о непроработанности законодательства и слабой защите прав на интеллектуальную собственность.

Эксперты и работники сферы МСБ сходятся во мнении о том, что прорыв в этой области возможен только при комплексном решении всех проблем, мешающих разбудить в жителях страны стремление к предпринимательству.

Основные проблемы развития предпринимательства в России

Проблемы предпринимательства

Причины возникновения проблем: Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.

Во — первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во — вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

В — третьих, товарно — денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово — кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.

Кризис в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным.Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестрочный период.длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.

[1]

Предпринимательский дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно — экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.

Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.

В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

ѕ значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

ѕ создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

ѕ ускорить научно-технический прогресс;

ѕ составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.

И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости — 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве.

В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

Общие проблемы предпринимательства: Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

  • 1) Несовершенство законодательства:
    • v нестабильность законодательной базы — происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
    • v существенные законодательные пробелы:

ѕ дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;

ѕ неотработанность процесса купли-продажи;

ѕ отсутствие должного законодательства о земле;

ѕ внутренняя противоречивость законов.

  • v невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
  • 2) Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов — ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

Читайте так же:  Шипорезные станки по дереву виды и особенности

3) Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

  • * невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • * невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • * произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
  • * прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»;
  • * передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
  • * утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо заметить, что отмечается процесс «интеллектуализации» преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово — технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

5) Отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого

бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно,

опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.

Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия.

Стадия организации малого предприятия — первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);

Недостаточность стартового капитала;

Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера на учетной карточке для банка). Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке).

Также, властные структуры периодически осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой — является способом дополнительных изъятий их средств.

Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.

Несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники, деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время — 2,5 — 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.

Вообще, главным условием для развития предпринимательства должна быть доступность организации собственного бизнеса

Что мешает развиваться вашей компании?

Видео (кликните для воспроизведения).

Представители крупного и среднего бизнеса из 30 стран мира в опросе консалтинговой группы Grant Thornton главной интернациональной проблемой бизнеса в 2008 г. назвали дефицит квалифицированных кадр

Вадим Казаков
директор ООО «Камбио-Самара»
Думаю, что развитию нашей компании препятствуют все те же традиционные факторы. Могу назвать три из них в порядке значимости. Во-первых, это недостаток квалифицированного персонала. Во-вторых, компании мешает развиваться не очень удобное расположение офиса. И в-третьих — высокие налоги на этапе развития.

Елена Пашкина
начальник отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Fine fit
Мы сталкиваемся с большинством проблем малого и среднего бизнеса — и «недружественной» налоговой политикой, и периодической нехваткой ресурсов для развития, и очень актуальной для нас, поскольку мы работаем в сфере услуг, задачей поиска и мотивации квалифицированных кадров. Разработанная нами программа персонального ведения каждого клиента помогает справляться и еще с одной проблемой развития — конкуренцией на рынке, ее итогом стали возросшая лояльность посетителей и приток новичков.

Алексей Смышляев
директор фитнес-клуба World Class
На сегодняшний день в нашей стране сложилась непростая ситуация с квалифицированными кадрами в фитнес-индустрии. Открывая наш фитнес-клуб, мы заранее планируем обучение персонала, чтобы обеспечить его всеми необходимыми навыками для эффективной работы. Да, мы вынуждены тратить немалые временные, финансовые и организационные ресурсы на обучение, но понимаем, что это — прежде всего инвестиции в результат. Обучение за счет компании — еще и хорошая мотивация для персонала.

Алексей Храмов
директор самарского представительства ЗАО «НФК»
Развитию бизнеса в нашей сфере, как и в других, мешает недостаток квалифицированных кадров: сотрудников приходится готовить, причем зачастую годами. Факторинг — сравнительно новая финансовая услуга, люди недостаточно осведомлены о ней или не готовы пользоваться ею. В 2007 г. среди самарских бизнесменов лишь 10-20% хорошо знали об услуге факторинга, в 2008 г. их число выросло на 20%. Мы стараемся делать все, чтобы повысить популярность своей услуги.

Виталий Абаньшин
директор филиала ООО «АСЦН» в г. Самаре
В России развитию бизнеса мешает законодательная и налогооблагаемая база. С ростом компании растет и прозрачность всех ее составляющих, но как защитный панцирь, а не потому, что так правильно. Внешнее окружение бизнеса — вот основная линия фронта. Внутренняя составляющая тоже важна, но здесь все зависит от руководителя, от корпоративной культуры. Сильный и умный руководитель в России вряд ли скажет, что кадры — это проблема №1. На мой взгляд, есть вопросы серьезнее и сложнее кадрового вопроса.

Читайте так же:  Производство поликарбоната и изделий из него

Ирина Якубенко
директор компании «Волга-регион»
Я согласна с результатами опроса: развитию бизнеса мешает именно невозможность найти квалифицированных, грамотных специалистов. Приходится отправлять людей на семинары по повышению квалификации, курсы. Сегодня мы практически преодолели эту проблему: все наши сотрудники имеют высшее образование и являются специалистами в своей сфере. В самом начале нашей работы развитию бизнеса мешало отсутствие рекламы — на нее просто не было средств, а без постоянных напоминаний о себе выжить было сложно.

Георгий Овсянников
директор филиала DHL в Самаре и Тольятти
Наша компания также ощущает дефицит квалифицированных кадров. Мы обучаем и воспитываем собственных специалистов. Нас сдерживают бюрократия и формальный подход к решению многих вопросов со стороны государства. Несмотря на достаточно бурный рост рынка, наша компания ощущает некую консервативность его развития. Происходит централизация деловой жизни, активности и грузовых потоков в одном месте — в Москве. Это также оказывает негативное влияние на развитие нашей компании.

Что мешает развитию бизнеса — проблемы создания малого бизнеса

По статистическим данным вся экономическая составляющая ВВП большинства развитых стран в основном складывается из мелкого бизнеса. С одной стороны, это парадоксальная ситуация, ведь мелочь никак не может соревноваться с большими промышленными производствами. Но если разобраться, то малый бизнес имеет множество преимуществ и, порой способен вытеснить крупный бизнес с некоторых сегментов рынка. Так же, малые предприятия могут занимать те сегменты, которые не доступны крупным корпорациям.

Но эта тенденция присуща пока только западным странам. В нашей стране, ситуация складывается совсем иначе. Валовой национальный продукт в России включает всего около 6% малого бизнеса. И основной причиной такого дисбаланса, является низкая активность самого населения.

Народ боится браться за что-то новое, а порой не обладает достаточными знаниями для этого. Большинство населения предпочитают иметь «птицу в кармане», чем гнаться за каким-то «журавлем в небе». Не пытаясь делать даже малейшие попытки, многие уже заблаговременно настроены на провал. Таким образом, лень и безграмотность являются основным тормозом к развитию частного предпринимательства.

На самом деле, ситуация не такая уж и страшная. Чтобы начать свое собственное дело, не потребуется вкладывать огромные капиталы. Если бы государство постоянно проводило различные информационные компании по популяризации малого бизнеса, то дело давно бы уже сдвинулось с мертвой точки.

Некоторые и имеют все возможности, дабы заняться чем-то своим, но та же лень не дает им это сделать. Ведь для этого надо начать активно действовать, ведь под «лежачий камень вода не потечет».

Интернет просто кишит различными бизнес-идеями о получении собственного дохода с минимальным стартовым капиталом. Но основная масса просто убеждена, что такого не может быть, хотя существует множество удачных примеров. Некоторые смельчаки, кто решился на это, достигают больших успехов. Люди привыкли только мечтать о своем обогащении, но на деле не хотят ничего для этого сделать. Именно по этой причине, финансовая пирамида «МММ» так быстро пустила свои корни. Это же так привлекательно, стать богатым, при этом ничего самому не делать.

Но есть и такие, которые готовы все сделать, а вот стартового капитала нет. Различные программы поддержки малого бизнеса, а так же небольшие суммы от биржи занятости, это просто капля в море. Поэтому лучшим выходом будет стартовать с нуля, воспользовавшись одной из множества вариантов бизнес-идей. Практика показывает, что толк от этого есть.

У большинства, частный бизнес ассоциируется с торговлей, но это заранее убыточное предприятие.

Еще один негативный фактор, это коррупция. Некоторые не успев начать, уже терпят полный крах вследствие этого. Но при грамотном подходе можно избежать любые «подводные камни».

Зная как правильно работать в такси, вам удастся избежать многих проблем. Читайте здесь как заработать деньги в такси, сколько придется отдавать и что нужно для работы.

Здесь собраны 3 самые успешные интернет магазины России. Кто занял первое место и как рассчитывался рейтинг читайте в статье.

Хотите стать менеджером по продажам? Здесь изложены последние тенденции в сфере продаж. Читайте, кто является идеальным кандидатом на эту должность.

Что мешает развиваться малому бизнесу

Один из моих читателей попросил меня написать статью о том, что мешает развиваться малому бизнесу в нашей стране. Но так как для меня не очень понятно, где кончается моя страна и начинается чужая (например, Украина и Белоруссия — это моя страна или нет?), то я набросаю некоторые наблюдения по русскоговорящему миру.

Помехи, разумеется, есть. В одних местах они больше, в других — меньше. Большинство из них созданы правительствами. Глупость правительства можно чуть ли не измерять ошибками, допускаемыми в отношении частного бизнеса. В большинстве стран СНГ правительства с каким-то извращённым мазохизмом проводят сами себе операции на половых органах древним сельскохозяйственным орудием, не давая вздохнуть растущему бизнесу. Например, в Белоруссии и Таджикистане.

Помехи для малого бизнеса чётко делятся на внутренние и внешние. Как бы ни хотелось неграмотным предпринимателям снять с себя ответственность и кивать, кивать на правительство: «Они во всё-о-ом винова-а-аты. », это правда лишь в небольшой степени. В основном, «дело было не в бобине. ». Компьютерщики знают, что самая ненадёжная деталь в компьютере называется «юзер».

Начнём с факторов внешних, действительных причин для критики государственной политики в области предпринимательства. Общий знаменатель тут единственный: государство лезет контролировать слишком узкие области, негосударственного масштаба. Из-за этого целый госаппарат обрушивается на какую-то личность. Что гибельно как для самого аппарата, так и для личности.

Государство, подтирающее зад каждой уборщице в подконтрольном учреждении, ведёт себя параноидально. Например, в Белоруссии издана масса законов и указов о том, что можно и чего нельзя делать сотрудникам частных предприятий. Государство стремится прибрать к рукам любой мало-мальски прибыльный бизнес. Правительство страны может снять с должности директора частной фирмы. Это весьма опасное и неуютное окружение из серии: «Видеонаблюдение в туалетных кабинках ведётся для вашей безопасности».

Л. Рон Хаббард в своих трудах по управлению предприятиями сделал одно интересное наблюдение:

«Обход = пропуск надлежащего терминала в командной цепи.

Если вы объявляете состояние Опасности, вы, конечно, должны лично проделать работу, необходимую для урегулирования ситуации, которая является опасной.

Верно и обратное. Если вы начинаете выполнять работу, действуя в обход какого-либо поста, вы, конечно же, неосознанно создадите состояние Опасности. Почему? Потому что вы «делаете несуществующими» людей, которые должны выполнять эту работу.

Далее, если вы будете постоянно выполнять работу других, действуя в обход, вся работа, конечно, станет вашей. Это объясняет, почему руководители перегружены. Они действуют в обход подчинённых. Только и всего. Если руководитель постоянно действует в обход, то он оказывается перегруженным.

. Поэтому неважно, намеренно или непреднамеренно вы работаете в обход подчинённых, результат всегда один и тот же — состояние Опасности». Конец цитаты.

Читайте так же:  Как самостоятельно продать комнату в коммунальной квартире нюансы и советы

Когда этот принцип непонятен на уровне государства, его чиновники (это происходит в любой стране в той или иной степени) совершают обход руководителей частного бизнеса. Правильно было бы контролировать показатели бизнеса и вообще не лезть в его внутреннюю структуру, позволив рынку самому включить механизмы саморегулирования. Исторически периоды свободы предпринимательства проходили параллельно с подъемом государственной экономике.

Так было в Америке, в России, в Европе. Вот ещё одна цитата из работы Л. Рона Хаббарда на эту тему, написанной в 1966 году, но актуальной поныне. Это важнейшее данное для понимания как процессов в государстве, так и проблем внутри компании.

«БОЛЬШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОСТОИТ ИЗ ГРУПП. МАЛЕНЬКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОСТОИТ ИЗ ИНДИВИДУУМОВ.

Если вы действительно поймёте этот принцип и будете правильно его использовать, то ваша организация будет большой.

Если не знать и не применять этот закон, то ваша организация будет маленькой, она будет на грани банкротства, каждый её сотрудник будет перегружен работой и будет получать маленькую зарплату.

Это правило также справедливо для планеты или для нации и наиболее наглядно проявляется именно в таких крупных масштабах.

Социализм терпит неудачу (и он всегда терпит неудачу) из-за двух факторов:

а) Правительство стремится управлять индивидуумом, и

б) Социализм разрушает компании.

Во время написания этих строк разница в уровне благосостояния (и эта разница действительно существует, Россия в настоящее время голодает) между демократией США и Англии с одной стороны и супер-социализмом России, с другой, объясняется тем, что на «Западе» по-прежнему существуют компании, а на «Востоке» (в России и Китае) компании были уничтожены. Россия стремится управлять индивидуумом. В России существуют колхозы и т. д., но в этой стране руководителя не оставят в покое, чтобы он мог руководить, — там управляют его работниками.

Англия и США будут уменьшать своё влияние в той степени, в которой они стремятся облагать налогами индивидуума и управлять им.

Во время написания этих строк Англия переживает распад целой империи, исключительно потому, что она обходит руководителей и правителей и стремится к тому, чтобы напрямую руководить индивидуумами посредством подоходного налога, «пособий», и т. д.

США вот-вот рассыплется в пух и прах. Они похожи на все большие страны, находящиеся на пути к исчезновению, — они никогда не выглядят настолько хорошо, как в тот момент, когда они уже готовы развалиться на части. США обходят свои штаты и компании и тем самым приводят правителей, руководителей, а также сами эти штаты и компании в состояние Опасности. Если эту ситуацию не исправить, то штаты и компании разрушатся и те подгруппы, от которых зависит большая группа, называемая США, потерпят крах, потому что организация состоит из групп.

Всё, что вам необходимо делать, для того чтобы заставить организацию уменьшаться в размерах, это обходить подгруппы и управлять только индивидуумами, и тогда организация потерпит крах или будет бороться за своё существование на грани краха. НЕ ВАЖНО, НАСКОЛЬКО УМЕН ЕЁ РУКОВОДИТЕЛЬ, ИЛИ НАСКОЛЬКО НАПРЯЖЕННО ОН РАБОТАЕТ, ИЛИ НАСКОЛЬКО УМНЫ ЕЁ СОТРУДНИКИ, ИЛИ НАСКОЛЬКО ХОРОШ ЕЁ ПРОДУКТ, нарушение закона, приведенного выше, вызовет её распад. Фантастика, не правда ли?

В качестве абсолютного доказательства сказанного можно привести следующий факт: в очень маленькой организации всегда можно увидеть, что каждый сотрудник выполняет все функции всех остальных сотрудников. Это сумасшедший дом, в котором усилия отдельных людей пересекаются друг с другом. Покажите мне организацию, которая остаётся маленькой, и я покажу вам организацию, каждый сотрудник которой выполняет все существующие там функции. Они не могут расти, потому что они нарушают закон о том, что большая организация состоит из групп.

Россия, которая ещё вчера побеждала весь мир, начала сдавать свои позиции, и её империя отступает. Россия не позволяет существовать компаниям. Она никогда не говорит главе Грузии: «Подними свои статистики, приятель», — и не оставляет его в покое, чтобы он сам занимался этим. Вместо этого Россия управляет индивидуумами в Грузии при помощи шпионов, тайной полиции и даже подоходного налога, и скорее застрелит главу Грузии, если его статистики действительно поднимутся, потому что тогда в глазах параноидального центрального правительства он будет выглядеть в достаточной мере способным, чтобы его можно было считать опасным. Когда-то Россия управляла через партъячейки, и до тех пор, пока она это делала, она расширялась. Теперь у неё есть подоходный налог! Россия расширилась, несмотря на плохое управление, исключительно потому, что она состояла из партъячеек и коллективов, — но она зашла слишком далеко и полностью уничтожила индивидуума; таким образом, хотя она и растёт, она голодает.

Старая империя Англии была велика до тех пор, пока Индией управляла Ост-Индская компания, и т. д., и т. п. У её колоний и доминионов дела шли хорошо именно до тех пор, пока правительство в Вестминстере и Уайтхолл не стали управлять местными жителями как отдельными людьми, совершая обход компаний, которые управляли колониями. После этого «Империя» начала разоряться, потому что она никогда не было политической империей, она была империей экономической. Она неизменно терпела неудачи в качестве политической империи, до тех пор пока, примерно 350 лет тому назад, она не стала предоставлять компаниям право на управление иностранными землями. Тогда она и стала «империей». Когда она начала совершать обход глав своих компаний и назначила правителей, которые контролировались Британской короной, а затем стала обходить и их, она перестала быть английской империей, а сегодня похоже на то, что скоро не будет даже и самой Англии. В тот момент, когда она начала управлять отдельными гражданами колоний, обходя находившиеся там компании, она уже не могла управлять даже одной колонией.

Вы можете использовать тот же аргумент, который используют они — что «концентрация только на группах — это ад для индивидуума». Маркс использовал эту строчку. Что ж, это неправда. Когда у вас появляется слишком большая группа, то индивидуум, находящийся в ней и испытывающий на себе всё давление государства, страдает. Обратное положение является истинным: «когда вы концентрируетесь только на группах, индивидуум защищён и он процветает». Конец цитаты.

Это написал человек, основавший организацию, весьма успешно работающую на сегодняшний день в 189 странах на пяти континентах.

В этих данных содержится ответ на вопрос: что мешает развиваться малому бизнесу. Нарушение данного закона руководителями этого бизнеса. И нарушение этого закона руководителями страны.

Читайте так же:  Нужно ли бизнесу обращаться за консалтинговыми услугами

учредитель Центральной тренинговой компании

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Секция: 11. Экономика

XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Малый бизнес является неотъемлемым звеном высокоразвитой экономики любой страны. Малый бизнес берет на себя ряд функций, которые позволяют экономике совершенствоваться. Во-первых, он предоставляет большое количество рабочих мест, в то время как крупные предприятия активно проводят машинизацию производства и, наоборот, только лишь сокращают штат сотрудников. Во-вторых, мгновенно реагирует на изменения внешней среды, в том числе спроса. Кроме того, внедрение инноваций обычно осуществляется в малом бизнесе. Это связано с тем, что маленькие предприятия не обладают большим объемом технического оборудования, и поэтому требуется меньше времени и средств на совершение изменений в производстве, нежели большим предприятиям.

Во множестве развитых стран, например, в Японии, США, Германии малые предприятия составляют большую долю от числа всех предприятий, и на них производится более половины всей выпускаемой в стране продукции. В России малый бизнес находится на стадии развития. Слабым местом является его неравномерное распределение по отраслям и территориям.

В настоящее время принимается большое количество законов, указов, способствующих поддержке малого предпринимательства, однако все равно остается ряд проблем, мешающих его развитию, в том числе трудности получения кредита и высокие ставки процента, недостатки производственных помещений, инфляция, несовершенства банковской системы и многие другие. Но главной проблемой является высокое налоговое бремя. Рассмотрим подробнее недостатки налогообложения субъектов малого бизнеса.

На сегодняшний день во всем мире наблюдается тенденция к упрощению системы уплаты налогов, в то время как в России налоговая система имеет очень сложную структуру. Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ гласит, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». Однако на практике это правило фактически не осуществляется. Структура налогов включает в себя различные отчисления, сборы и акцизы, которые, по сути, сложно отличить друг от друга. По этой причине бухгалтерия предприятия часто допускает ошибки при расчете налоговой суммы, в результате чего организации приходится платить пени за неуплату налогов в срок. Кроме того, в законах, устанавливающих ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, обязательные к уплате элементы указаны неточно. Так, налоговая система кажется специально более усложненной, а вопрос ее социальной ориентации вызывает большие сомнения.

Помимо сложности нормативных документов, можно упомянуть и о нестабильности законодательной базы. Разумеется, тот факт, что правительство пытается улучшить ситуацию, внося поправки, изменения, новые положения является положительным моментом. Однако, инструкции, поясняющие законы публикуются несвоевременно, что создает сложности, как для предприятий, так и непосредственно для налоговых служб.

Многие начинающие небольшие фирмы разоряются в связи с тем, что не могут вовремя уплатить все налоги. Ставки налогов очень высоки, особенно ставка налога на прибыль. Поэтому после уплаты всех обязательных налогов начинающие предприятия не имеют необходимого количества денежных средств на поддержание и развитие своего дела, и оно терпит крах. В данном случае, государство преследует, в первую очередь, интересы максимального пополнения казны, не учитывая индивидуальные возможности малых предприятий. В итоге, у владельцев малого бизнеса нет иного выхода, кроме как искать легальные пути уклонения от налогов путем отнесения доходов к категориям, к которым применяются более низкие ставки. Например, в настоящее время отнести деньги к категории оплаты труда гораздо выгоднее, чем уплачивать налог на прибыль. В том случае, если бы уровень налоговых ставок был ниже, то у предприятий не было бы необходимости искать так называемые обходные пути. Как результат — увеличение потока налоговых поступлений благодаря снижению числа уклонявшихся от налогообложения. Другими словами, снижение некоторых ставок налога положительно сказалось бы как для малого бизнеса, так и для государства.

Еще одной проблемой развития малого бизнеса является сложность налоговой отчетности предпринимателей. На сегодняшний день уплата налогов требует от владельцев своего дела высоких профессиональных навыков по ведению бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие необходимых знаний у начинающих предпринимателей, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов являют собой существенные финансовые проблемы. В данном случае владелец малого бизнеса терпит большие расходы: либо на оплату штрафных санкций, либо на найм квалифицированных специалистов по ведению бухгалтерского учета, стоимость которых, стоит заметить, с каждым годом значительно возрастает.

Описанные проблемы могут, в конечном счете, привести к снижению официально зарегистрированных предприятий, относящихся к сектору малого бизнеса. Разумеется, государство от этого не только не будет иметь никакой выгоды, но и потерпит большие убытки, поскольку уровень налоговых поступлений от малых и средних предприятий имеет значительный вес в государственной казне. Поэтому одной из важнейших задач государства является улучшение системы налогообложения с учетом существующих условий, которая будет создавать предпосылки для развития малого предпринимательства. Причем важно, чтобы совершенствование налогообложения было основано на оптимальном сочетании интересов государства и субъектов малого бизнеса. Только так внесенные изменения будут эффективными, смогут способствовать развитию и росту предпринимательства, а также усиливать его социальную значимость.

В соответствии с этим, необходимо выделить ключевые аспекты совершенствования налогообложения субъектов малого бизнеса:

[2]

Отлаженная и последовательная работа в указанных направлениях позволит осуществить качественные и результативные преобразования предпринимательской среды и повысить эффективность функционирования предприятий малого бизнеса.

[3]

Подводя итог, следует выделить основные критерии, которым должна соответствовать система налоговых преобразований в отношении субъектов малого бизнеса:

  • прозрачность, подразумевающая отсутствие скрытых, неявных процессов и явлений;
  • непротиворечивость, означающая, что при решении существующих проблем исключается появление новых глубинных противоречий;
  • завершенность преобразований, что значит возвращение системы отношений между государством и налогоплательщиком из зоны распада в зону безопасности.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, совершенно очевидно, что без дальнейших преобразований в системе налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись. Удобство, грамотность и простота уплаты налога являются ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

Источники


  1. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
Что мешает развитию бизнеса — проблемы создания малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here