Как взаимодействуют бизнес и государство

Полезная информация по теме: "Как взаимодействуют бизнес и государство" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации (стр. 1 из 12)

Глава 1. Основные аспекты развития политических взаимоотношений государства и бизнеса

1.1 Развитие политических отношений государства и бизнеса

1.2 Формирование системы представительства интересов бизнеса во взаимоотношениях с государством в России.

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и власти в современной России и бизнеса в современной России

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной ответственности.

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и проблемы их развития.

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса.

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации.

Актуальность темы исследования.

Историческое развитие сформировало относительно устойчивые и довольно разнообразные типы отношений между государством и бизнесом. В настоящее время проблемы взаимоотношений государства и бизнеса выдвинулись на одно из ведущих мест в политических процессах, бизнес по праву превратился в самостоятельный субъект не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что обусловило важную политическую проблему согласования интересов государства и бизнеса в современной России.

В свою очередь, успешное представительство интересов бизнеса во власти требует детального исследования процессов принятия решений на всех стадиях политического процесса в стране, происходящего в многоуровневой системе государственной власти при сильной конкуренции между различными представителями интересов. В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти отмечается усиление роли политических факторов, а государство во взаимоотношениях с бизнесом постепенно становится доминирующим. В тоже время механизмы государственного корпоративизма описывают отношения, когда власть не только сама выбирает те организации и группы, которые должны представлять интересы бизнеса во взаимодействии с ней, но и контролирует в определенной степени «артикуляцию их требований». [13; с.94]

Взаимоотношения бизнеса и власти в России за последний год резко изменились. Причиной этому довольно обширное поле причин, начиная от приближающихся президентских и парламентских выборов, заканчивая постепенным изменением правил игры на политическом поле со стороны государства. Эту тенденцию уже давно отмечают как учёные, так и аналитики. Однако единого понимания до сих пор нет. Частично предлагается рассматривать взаимоотношения бизнеса и власти в контексте динамики взаимоотношений правящих элит. Другой стороной этого подобных исследований выступает анализ взаимодействий конкретных сил и лидеров на уровне органов государственной власти. Часть исследований обращается к обзору особенностей понятия «российской олигархии». Все эти исследования лишь частично затрагивают проблему взаимоотношения бизнеса и власти, не показывая полной картины.

В этой связи проблема построения адекватной теоретической модели взаимоотношения бизнес-структур и органов государственной власти с учётом специфики российского политического дискурса могла бы заполнить пробелы в исследованиях российской олигархии. Попытаемся прочертить примерные теоретические контуры этого процесса. Таким образом, целью данной работы можно назвать выделение конъюнктурных особенностей формирования взаимоотношений бизнеса и власти в современной России. Соответственно задачей данного исследования можно назвать построение системной модели взаимоотношений бизнеса и власти.

[2]

В тоже время следует отметить, что политика «агрессивной поддержки бизнеса государством» проводимая в настоящее время в России, заключающаяся, во-первых, в упрощении процедур предоставления государством кредитов бизнес-структурам, а во-вторых, в продвижении их на внешних рынках, пока не решает главной задачи – стабильности экономического развития страны и, как следствие, социальной защищенности граждан России перед новыми вызовами и угрозами.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной специальной литературе вопросы, связанные с теоретическими и практическими аспектами взаимоотношений власти и бизнеса, нашли отражение в работах С.П. Перегудова, Р.Ф. Туровского, В.Л. Тамбовцева, М.И. Либоракиной, А.Ю. Зудина, А.Н. Шохина, И.Н. Гавриловой.В зарубежной научной литературе вопросам взаимоотношений власти и бизнеса также уделено достаточно много внимания.

Обширен объем документов официального характера, государственных программных документов: Указов Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов, посвященных исследуемым проблемам.

Объект исследования: аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: основные политические формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: определить основные политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса.

1. Определить основные политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в современной России.

2. Проанализировать основные политические формы и модели взаимодействия государства и бизнеса в современной России.

3. Изучить формирование системы представительства интересов бизнеса во взаимоотношениях с государством в России.

Теоретические и методологические основания исследования. Важные теоретико-методологические ориентиры данного исследования находятся в направлениях, основными из которых являются теория и методологические принципы политического анализа, включая методы взаимодействия государственной политики и управления.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы нормативный, институциональный и сравнительно-политологический методы. При разработке понятийно-категориальных аспектов были использованы принципы политического анализа, приемы и методы системно-функционального анализа, значимого в политологическом отношении.

Источниковой базой исследования являются законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации и другие программные документы, а также информация, содержащаяся в официальных документах, научной, справочной и периодической литературе по исследуемой теме, в материалах центральных, региональных и местных органов власти.

Научная новизна исследования. В данной работе изучены и оценены политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в условиях современного политического развития.

Дипломная работа не только дополняет и развивает существующие научные представления о предмете исследования, но и предлагает ряд новых выводов. В работе впервые выделены наиболее эффективные направления решения проблем взаимодействия бизнеса и власти в современной России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в целях обеспечения проблем становления и развития отношений государства и бизнеса, в качестве методической основы выбора задач, а также в целях приращения политологических знаний.

Читайте так же:  Программа обучения dba

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Основные аспекты развития политических взаимоотношений государства и бизнеса.

1.1 Развитие политических отношений государства и бизнеса в России.

Из принципов российского Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве.

Государство является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба. Очень важна способность государства служить локомотивом для инвестиций. Суть этой идеи заключается в том, что государство изыскивает достаточно большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату. У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате соответствующая сфера производства получает дополнительный импульс к развитию. Но в этих сферах производства тоже есть работники, которые получают зарплату и также увеличивают спрос. [18; с.55]

Взаимодействие государства и бизнеса

Взаимодействие государства и бизнеса гос рег эконом.doc

Взаимодействие государства и бизнеса.

Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах, имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Особенную актуальность тема государственно-частного партнерства приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ Владимир Путин, открывая совещание в Новомосковске в сентябре 2009 года, назвал «Государственно-частное партнерство — основой посткризисного развития регионов».

Сам термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом английского термина «public-private partnership» (PPP) и давно применяется в зарубежных государствах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре, Чехии. Во Франции такой опыт сотрудничества государства и бизнеса впервые был реализован еще в 1552 году при постройке канала по концессионному принципу. В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд. фунтов стерлингов, а в течение следующих трех лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. фунтов стерлингов. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны 1 .

По данным Национального совета по частно-государственной кооперации, в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование и др.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23 2 .

В этой связи, представляется целесообразным изучение нормативного правового регулирования государственно-частного партнерства в зарубежных государствах, в которых данный вид партнерства уже давно служит эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов.

В отличие от большинства зарубежных государств, в России государственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Хотя результаты такого партнерства уже можно наблюдать. Более того, сам термин «государственно-частное партнерство» все чаще стал встречаться в СМИ и сети Интернет. Все чаще с участием экспертов, аналитиков, ученых, представителей органов государственной власти проходят общественные слушания, научные семинары и круглые столы, посвященные выработке предложений по развитию государственно-частного партнерства в России 3 . В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ГЧП, при министерствах, Государственной Думе созданы экспертные советы по ГЧП, реализуются проекты с применением институтов ГЧП. В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП можно назвать:

— договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

— Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

— Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

— Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития»;

— Федеральные законы об иных государственных корпорациях: «Роснанотех», ЖКХ, «Олимпстрой»;

— Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 N 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

— Постановление Правительства РФ об Инвестиционном фонде РФ;

— Постановление Правительства РФ от 4 мая 2005 года N 284 «О государственном учете результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения».

Соответственно действующее российское законодательство предлагает набор инструментов, которые можно применять в проектах, реализуемых на основе ГЧП, это: Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны, концессии, Российская венчурная компания, ФЦП/ФАИП, региональные фонды развития, государственные корпорации (к примеру, Внешэкономбанк). Широкое применение инструментов ГЧП в России только подтверждает актуальность данного явления для российской экономики в существующих условиях и, следовательно, установления его легального определения.

Читайте так же:  Ближе к телу как с нуля открыть магазин нижнего белья

Формы взаимодействия

Однако до сих пор на федеральном уровне нет общепринятого правового определения понятия ГЧП, хотя оно и применяется в различных нормативных правовых актах. Региональное законодательство в вопросе о ГЧП продвинулось дальше. В 6 субъектах РФ приняты законы о ГЧП (Санкт-Петербурге, Томской области, Дагестане, Горном Алтае), в некоторых из них закреплено понятие ГЧП и его формы. Однако единообразного определения понятия ГЧП также нет. При этом важно отметить, что и среди специалистов до сих пор нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Так, например, в литературе под государственно-частным партнерством нередко понимается так называемая «складчина» государства и бизнеса, некий «институциональный и организационный альянс» в целях реализации общественно значимых проектов и программ 4 . Также пропагандируются под видом ГЧП, такие модели как: социальная ответственность бизнеса, благотворительность, субсидии частному бизнесу и даже приватизация. Таким образом, нетрудно отметить, что каждый участник отношений в сфере ГЧП вкладывает свой смысл в понятие ГЧП, что, прежде всего, связано с отсутствием общепризнанного определения, что представляет собой ГЧП с точки зрения права.

Такой разнобой точек зрения на определение понятия государственно- частного партнерства на наш взгляд, также вызван тем фактом, что в России только формируется практика и методология ГЧП. Тем не менее, по нашему убеждению, определение понятия ГЧП является необходимым условием становления и развития данного института. Важность правильного и четкого определения понятия ГЧП обусловливается, прежде всего, необходимостью выработки и законодательного закрепления единой правовой категории, в целях исключения разногласий, которые могут возникнуть в процессе реализации проектов на основе ГЧП. Еще Конфуций говорил: «Если понятия не соответствуют действительности, не соответствуют действительности слова, и если слова не соответствуют действительности, мы не понимаем друг друга».

Признаки взаимодействия государства и бизнеса

В настоящее время, глубоко не вдаваясь в терминологический характер словосочетаний общественно-частное партнерство или частно-государственное партнерство, отметим, что есть несколько подходов к пониманию ГЧП.

Условно ГЧП понимают в широком и узком смыслах. В широком смысле под ГЧП подразумевается любое официальное конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке.

В узком смысле под государственно-частным партнёрством понимается – взаимодействие бизнеса и власти в процессе реализации социально значимых проектов, имеющих общегосударственное значение.

Рассмотрим основные признаки государственно-частного партнерства.

  1. сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
  2. взаимодействие сторон в ГЧП имеет юридическую основу;
  3. взаимодействие бизнеса и власти имеет партнерский характер, основанный на учете интересов обоих сторон;
  4. ГЧП применяется при реализации проектов, имеющих существенную общественно-государственную значимость. ГЧП-проекты — это, прежде всего реализация публичных интересов. Совместные цели и интересы обоих партнеров координируются на основе общегосударственных общественно-полезных целей;
  5. в процессе реализации проектов на основе ГЧП, объединяются усилия сторон;
  6. финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, оформленным юридически.

На основе этих признаков можно предложить следующее определение понятия ГЧП, которое представляется возможным рассматривать в качестве основы для законодательного закрепления понятия ГЧП.

Основания для взаимодействия государства и бизнеса

ГЧП — это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.

Не менее важным и дискуссионным вопросом, является вопрос о необходимости принятия комплексного законодательного акта о ГЧП на федеральном уровне. В настоящее время до сих пор среди специалистов нет единства в вопросе о необходимости принятия указанного закона.

По разбросу мнений, ученых и практиков можно условно разделить на две основные категории: сторонников принятия закон «Об участии органов государственной власти и местного самоуправления в ГЧП» (А.В. Баженов, И.Л. Иванов, И.А. Мартышко и др.) и их оппонентов (О.В. Ревзина, М.Г. Минскова) некоторые из которых считают, что в принципе вообще можно обойтись без разработки отраслевого законодательства в сфере ГЧП (Д.Царев, А.Иванюк).

Рассмотрим аргументы сторонников закона о ГЧП. «Опираясь на опыт реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства в г. Санкт-Петербурге, — пишет И.А. Мартышко, — с такой точкой зрения нельзя согласиться. Существующий в настоящее время в федеральном законодательстве пробел в области ГЧП оставляет нерешенным множество вопросов, в том числе и такие как статус органов исполнительной власти, как партнеров в ГЧП, пределы распространения действия Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на правоотношения участников государственно-частных партнерств, которые по своей юридической природе, по существу находятся за пределами действия указанного федерального закона, а также различные вопросы, связанные с подготовкой конкурсной документации и проведения конкурсов» 7 .

Вопрос 2. Формы взаимодействия государства и бизнеса

Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть. Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.

К основным сферам влияния государства относятся:

— обеспечение безопасности и стабильности в обществе;

— организация и регулирование экономической жизни;

— поддержка культурного развития;

— охрана окружающей среды.

Основными сферами влияния бизнеса являются:

— создание материальных благ;

— создание рабочих мест;

— формирование потребительского спроса;

— включение членов общества в систему отношений собственности;

Ни одна из них не может обслуживаться исключительно стараниями государства или бизнеса.

Читайте так же:  Суть и содержание базовых принципов бизнес-планирования

Весь этот конгломерат представляет собой социально-экономическую систему взаимодействия бизнеса, общества и власти.

То же касается и обеспечения безопасности и стабильности в обществе. Чтобы наладить действительно эффективную систему безопасности, государство не может обойтись без работы бизнес-структур, обеспечивающих всю систему необходимыми материальными ресурсами. Социальное обеспечение невозможно без эффективного задействования трудоспособного населения государства в качестве рабочей силы на коммерческих производствах и т. д.

Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса:

— государственно-частное партнерство (Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве 244)

Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Это важный блок координирования собственной деятельности в рамках соответствия административно-правовым требованиям.

Однако для получения действенных инструментов достижения своих основных предпринимательских целей следует более подробно изучить формы именно партнерского взаимодействия между бизнесом и властью.

Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить:

Новое публичное управление

Персональный сайт А. В. Павроза

Главное меню

Программы курсов

Science Index

Социальные сети

Взаимодействие

государства и бизнеса

Вопросы к зачету

Основы теории взаимодействия государства и бизнеса.

Эволюция теоретических представлений о взаимодействии государства и бизнеса.

Дирежистская экономическая политика и трансформация отношений бизнеса и государства.

Неолиберальный подход к пониманию природы взаимодействия государства и бизнеса.

Взаимодействие государства и бизнеса в свете теории М. Олсона.

Видео (кликните для воспроизведения).

Плюралистическая и корпоративистская модели взаимодействия государства и бизнеса.

Американский капитализм: основы взаимодействия государства и бизнеса в США.

Европейский капитализм: основы взаимодействия государства и бизнеса в Западной Европе.

Государство, бизнес и провалы рынка: асимметричность информации.

Государство, бизнес и провалы рынка: производство общественных благ.

Государство, бизнес и провалы рынка: внешние эффекты.

Государство, бизнес и провалы рынка: монопольная власть.

Промышленная политика в контексте взаимодействия государства и бизнеса.

Современные политико-экономические реформы в странах Запада и формирование новой модели взаимодействия государства и бизнеса.

Административные реформы в странах Запада в свете трансформации отношений между государством и бизнесом.

Частно-государственное партнерство как новая форма взаимодействия бизнеса и государства.

Социальная ответственность в контексте взаимодействия бизнеса и государства.

Корпоративное гражданство в контексте взаимодействия государства и бизнеса.

Электронное правительство: новые возможности взаимодействия государства и бизнеса.

Взаимодействие государства и бизнеса в сфере науки.

Взаимодействие государства и бизнеса в сфере образования.

Взаимодействие бизнеса и государства в контексте процессов глобализации.

Конкуренция юрисдикций как фактор глобальной экономики.

Особенности отношений государства и бизнеса в странах третьего мира.

Модели взаимодействия государства и бизнеса в странах третьего мира: «захват государства», «захват бизнеса», «обмен».

Теория и практика авторитарного корпоративизма.

Проблема коррупции в контексте взаимодействия бизнеса и государства.

Стратегии преодоления деструктивной модели капитализма (авторитаризм развития, демократизация, либеральные экономические реформы).

Теория транзиторной ренты и проблемы взаимодействия государства и бизнеса в посткоммунистических странах в 90-е годы XX века.

Административный рынок как модель социально-политического взаимодействия в СССР.

Взаимодействие бизнеса и государства в России в 90-е гг. XX века.

Взаимодействие бизнеса и государства в России в начале XXI века.

Проблема качества государственного управления в контексте современных политико-экономических отношений в России.

Проблема прав собственности в контексте взаимодействие бизнеса и государства в России.

Антикоррупционная политика в преобразовании отношений между государством и бизнесом в современной России.

Перспективы построения цивилизованной модели отношений государства и бизнеса в России.

Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике

Перепелица Г В, преподаватель Казанской банковской школы (колледжа) Банка России, аспирант Казанского государственного финансово-экономического института, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Институциональные преобразования российской экономики сопровождаются перестройкой всей институциональной системы общества, в том числе изменением механизма взаимоотношений между государством и бизнесом. Отсюда, вполне очевиден тот факт, что в условиях переходной экономики характер взаимодействия бизнеса и власти существенно изменяется и, кроме того, становится зависимым от эффективности преобразования всей институциональной структуры отечественной экономики. С учетом этого возникает вопрос: «Каким должно быть взаимодействие между властными структурами и субъектами бизнеса?».

Одной из важнейших функций государства, на наш взгляд, является правовое обеспечение функционирования рынка. В рамках ее реализации государство создает правовую базу для поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренции, а также определяет и обеспечивает «правила игры» между субъектами рыночных отношений, которые помогают организовать рынок и впоследствии контролировать его.

[1]

Власть располагает определенными ресурсами влияния. Так, к административным ресурсам могут быть отнесены регламентируемые законодательством полномочия власти. Экономические ресурсы власти определяются экономическим потенциалом региона, степенью контроля, установленного властью над экономикой подведомственной территории, а также стратегиями, которые вырабатывает региональная власть. К значимым экономическим ресурсам региональной власти, позволяющим ей влиять на бизнес, можно отнести: предоставление налоговых льгот, государственный и социальный заказ, обеспечение различного рода преференций. Используя экономические ресурсы, власть может создавать более или менее благоприятные условия развития «близким» к ней экономическим структурам.

Анализируя характер взаимодействия между властью и бизнесом в 90-е годы, мы можем сделать вывод о том, что для того времени было характерно очень тесное взаимодействие между ними. При этом обе стороны были друг для друга своего рода источниками важнейших ресурсов и ограничений. Так, со стороны бизнеса основными источниками ресурсов были приватизируемая государственная собственность, бюджеты всех уровней, поддержка властей, а ограничениями выступали одномоментные решения органов власти.

Для государства же основными источниками ресурсов являлись налоги, а также финансовая и политическая поддержка в избирательных кампаниях, а ограничениями – лоббизм и политическое давление. Практически до конца 90-х взаимоотношения между властью и бизнесом были значимы для обеих сторон. Поддержка ведущих предпринимателей сыграла важную роль в переизбрании Б. Ельцина, в сохранении сложившейся политической системы.

Читайте так же:  С чего начать свой бизнес с нуля идеи, пошаговый план

В настоящее время в России характер взаимодействия между государством и бизнесом меняется вместе с трансформацией институциональной структуры. В период институциональных преобразований требуется создать необходимые экономические и организационно-правовые условия для развития предпринимательства, то есть разработать и внедрить «правила игры» для хозяйствующих субъектов, а также обеспечить их выполнение.

Наличие «правил игры» и работоспособного механизма контроля за их выполнением способствуют формированию адекватной среды, в которой возможно эффективное взаимодействие между субъектами хозяйственной деятельности.

Государственная власть обладает особыми полномочиями по принуждению к исполнению экономическими агентами своих контрактных обязательств. Государство имеет право привлекать экономического субъекта к ответственности, а формальной нормой данного права является механизм судебной системы. Механизм принуждения и эффективность его использования, в конечном счете, будут влиять на характер взаимодействия власти и бизнеса.

Основным институтом, защищающим права и законные интересы предпринимательского сообщества должен быть суд, однако уровень доверия к судебной системе в российском обществе достаточно низок. В случаях, когда законные интересы представителей малого бизнеса кем-либо ущемлены, сами предприниматели отнюдь не всегда заинтересованы в обращении именно в суд и чаще всего предпочитают иные способы защиты интересов (обращение к посредникам из властных или криминальных структур).

Гарантиями выполнения контрактов партнерами являются семейно-родственные, либо дружеские отношения. В связи с этим очевидно, что хорошо функционирующая, вызывающая доверие судебная система является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. Без этого элемента значительная часть бизнеса, пусть даже успешно решающая различные «вопросы» во внесудебном порядке, оказывается в «серой» зоне, несет более серьезные риски и более значительные издержки на взаимодействие с субъектами и регуляторами рынка, что соответственно отражается на экономическом положении этих предприятий.

Развитие предпринимательства не может существовать без открытых и честных отношений между представителями бизнеса и предпринимателями. Роль власти сводится не только к созданию внятной законодательной базы. Помимо этого следует обеспечить справедливый правовой и административный климат для бизнеса.

Исходя из этого, мы считаем, что одной из актуальных проблем в настоящее время является состояние конкурентной среды бизнеса. Нередко доступ на рынки, на которых малый бизнес мог бы работать, в существенной степени осложнен действиями крупных компаний или компаний-монополистов, наличием связанных с данными рынками бизнес-интересов администраций, правоохранительных органов, активностью криминальных группировок или иными внеэкономическими обстоятельствами.

Наиболее проблемным аспектом взаимодействия малого бизнеса с государством выступают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством. Взаимодействие предпринимателя с администрациями, проверяющими инстанциями и т.д. влечет за собой для него временные и финансовые, в том числе, коррупционные затраты. Снижение данных трансакционных издержек является важнейшим из направлений в комплексе мер, направленных на улучшение положения малого бизнеса.

Решение проблем в области взаимодействия бизнеса и власти предполагает комплексных подход, включение всех факторов предпринимательского климата в единую программу, подкрепленную законодательными новациями и действенной административно-политической поддержкой. Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной и экономической (прямой или косвенной) поддержки малого бизнеса: а) создание специализированных государственных структур; б) реализацию программ финансовой помощи малому бизнесу; в) выполнение различных государственных заказов на производство товаров и оказание услуг, осуществляемые в рамках государственной контрактной системы; г) аренду государственной собственности; д) участие малого и среднего бизнеса в разнообразных инвестиционных, научно-технических проектах государственного и муниципального значения; е) налоговые льготы; ж) оказание управленческой и технической помощи; з) антимонопольное регулирование. В этой связи основными направлениями государственной поддержки малого бизнеса, на наш взгляд, могут быть:

‑ законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства;

‑ инновационное развитие предпринимательства;

‑ создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса;

‑ разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

‑ научно-методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

‑ повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

‑ разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства;

‑ межрегиональное и международное сотрудничество;

‑ формирование эффективной системы информационных коммуникаций.

В настоящее время в России трудно обеспечить весь комплекс мер по поддержке малого бизнеса только со стороны федеральных властей. В этой связи большая роль, на наш взгляд, должна отводиться роли региональных и муниципальных властей, так как эффективность программ поддержки малого бизнеса напрямую зависит от того, какие условия для предпринимательской деятельности созданы в регионах. Опыт показывает, что ни одна из государственных программ поддержки бизнеса не может быть выполнена, если республиканские и местные власти не будут прямо заинтересованы в развитии предпринимательства.

Взаимодействие государства и частного бизнеса должно осуществляться на взаимовыгодной основе и носить долгосрочный характер. Если предприниматель ощущает поддержку государства, он начинает чувствовать себя более уверенно, что положительно отражается на его оценках своего положения и позволяет ему с оптимизмом смотреть в будущее и строить долгосрочные бизнес-стратегии.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Бизнес и государство: особенности взаимодействия

Партнерство власти и бизнеса – одна из самых комментируемых тем в программах, посвященных поиску выхода экономики из кризиса. Об этом говорят многие и много, но какие проблемы решает такое судьбоносное сотрудничество, поясняют единицы и то как бы вскользь, чтобы не превысить полномочия и не запутаться в трактовках. В этой ситуации каждый предприниматель должен на своем опыте постигать, кем в действительности друг другу приходятся бизнес и государство.

Читайте так же:  Как организовать производство кирпича лего в домашних условиях

Сферы влияний

Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть. Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.

К основным сферам влияния государства относятся:

  • обеспечение безопасности и стабильности в обществе;
  • организация и регулирование экономической жизни;
  • социальное обеспечение;
  • поддержка культурного развития;
  • охрана окружающей среды.

Основными сферами влияния бизнеса являются:

  • создание материальных благ;
  • создание рабочих мест;
  • формирование потребительского спроса;
  • включение членов общества в систему отношений собственности;

Если более внимательно посмотреть на все перечисленные сферы влияния, то очевидно, что ни одна из них не может обслуживаться исключительно стараниями государства или бизнеса.

Весь этот конгломерат представляет собой социально-экономическую систему взаимодействия бизнеса, общества и власти.


То же касается и обеспечения безопасности и стабильности в обществе. Чтобы наладить действительно эффективную систему безопасности, государство не может обойтись без работы бизнес-структур, обеспечивающих всю систему необходимыми материальными ресурсами. Социальное обеспечение невозможно без эффективного задействования трудоспособного населения государства в качестве рабочей силы на коммерческих производствах и т. д.

Бизнесмену очень важно понимать свою принципиальную и ведущую роль в деле построения и развития современного общества.

Такое понимание позволит:

  • наладить конструктивный диалог с государственной властью;
  • правильно сформировать свои предпринимательские цели;
  • определить круг доступных инструментов для достижения поставленных предпринимательских целей.

Осознать себя равноправным партнером, а не пешкой в руках более могущественных структур – хорошее начало для формирования собственной предпринимательской стратегии.

Порядок взаимодействия бизнеса и государства

Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса:

  • административно-властные отношения;
  • государственно-частное партнерство.

Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Это важный блок координирования собственной деятельности в рамках соответствия административно-правовым требованиям.

Однако для получения действенных инструментов достижения своих основных предпринимательских целей следует более подробно изучить формы именно партнерского взаимодействия между бизнесом и властью.

Возможности партнерства

Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить:

  • государственно-частные предприятия;
  • арендные отношения, включая лизинг;
  • соглашение о разделе продукции;
  • государственный контракт;
  • концессию.

Возможность и порядок использования этих инструментов регулируется общими нормами российского хозяйственного и гражданского права, а также специальными законами, цель которых – максимально употребить на пользу общества сотрудничество бизнеса и государства.

Одним из ярких примеров таких специальных законов является ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственно-частное предприятие – объединение частных и государственных ресурсов для достижения определенных целей. Примером государственно-частных предприятий является объединение частного и государственного капитала в деле производства средств государственной безопасности, добыче полезных ископаемых и т. п.

Следует отметить, что передача государственных ресурсов на учреждение нового бизнеса очень усложнена и бюрократизирована. Рядовому предпринимателю практически невозможно выйти на такой уровень партнерства. Поэтому на начальном этапе все-таки лучше обратить внимание на более прозрачные формы доступа к государственным ресурсам:

  1. Аренда помещений, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Современные формы партнерства предполагают предоставление социально ориентированному бизнесу площадей в аренду со значительно сниженными арендными ставками.
  2. Государственный контракт – возможность на коммерческой основе осуществлять снабжение государственных и муниципальных учреждений товарно-материальными ценностями, работами и услугами.
  3. Концессионные соглашения – передача государством некоторых своих прав в пользование коммерческой организации, за что предприниматель выплачивает государству определенные платежи. Одна из широко используемых возможностей концессии – передача государством собственных объектов на реконструкцию предпринимателям с дальнейшим предоставлением им права управлять реконструированными объектами в обмен на ежемесячные концессионные платежи в казну.

Такая форма партнерства, как соглашение о разделе продукции, чаще всего применяется при освоении государством в сотрудничестве с крупными бизнес-корпорациями месторождений полезных ископаемых.

Ключевой проблемой взаимодействия бизнеса и власти в современных российских реалиях является не столько желание чиновников пользоваться административно-властным ресурсом для получения личных выгод при осуществлении бизнес-схем, сколько отсутствие стремления у предпринимателей наладить конструктивный диалог с государством.

Видео (кликните для воспроизведения).

Есть мнение, что такая пассивность большого количества предпринимателей – негативные последствия уже уходящей в историю административно-командной системы управления экономикой СССР. Чем быстрее наши предприниматели перестроятся под новые требования рынка, тем больше у них будет возможностей в привлечении государственных ресурсов в свой бизнес.

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  3. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
  4. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Полезное в законодательстве:
Россельхознадзора от 27.09.2019 N ФС-КС-7/25652
Как взаимодействуют бизнес и государство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here