Налоговый учет и современные технологии

Полезная информация по теме: "Налоговый учет и современные технологии" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ

экономические науки

  • Индиенко Арина Арсеновна , студент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ УЧЕТ
  • НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Похожие материалы

Налоговый учет является неотъемлемой частью учета организации и играет важнейшую роль в налоговом планировании и в исполнении налоговых обязательств.

В настоящее время налоговое реформирование в РФ характеризуется большими изменениями налогообложения страны.

Налоговый Кодекс Российской Федерации- главный законодательный документ налоговой политики государства.

Сильно меняется механизм налогообложения прибыли после вступления в действие с 01.01.02. Главы 25 «Налог на прибыль организаций». На данном этапе налогообложения важно ведение налогового учета для дальнейшего исчисления налога на прибыль организаций. Бухгалтерский учет сильно отличается от налогового учета, поэтому учет объектов налогообложения также отличается. Поэтому сначала тяжело вести и бухгалтерский и налоговый учет.

Введение налогового учета необходимо для формирования достоверной и правильной информации об учете операций для целей налогообложения в организации.

В настоящее время очень много подходов для упорядочения и формирования дынных о способах ведения налогового учета. К ним можно на данный момент отнести построение налогового учета на основе бухгалтерского и ведение параллельного учета.

Одним из главных преимуществ параллельного ведения налогового учета совершенная независимость от изменений в правилах ведения бухгалтерского учета. Этот подход включает в себя внесение одних и тех же документов (первичные) в разные (несвязанные) между собой регистры. Заполнение декларации и формирование налоговой базы происходит на основе самостоятельных налоговых регистров.

В недостаткам данного подхода можно отнести:

  1. Многократное повторение данных бухгалтерского учета, что в итоге приводит к массивному налоговому учету;
  2. Большое количество документации при ведении учета ;
  3. Отсутствие согласованности данных налогового и бухгалтерского учетов и в итоге трудоемкий процесс учета.

В итоге можно сформулировать вывод, что создание данной системы налогового учета приведет к неточности данных налогового учета, к нерациональному росту затрат и более медленной организации учета и его своевременности.

При рассмотрении метода налогового учета на основе бухгалтерского можно выделить некоторые достоинства:

  1. Независимость и гибкость основного учета при возможных изменениях в налоговом законодательстве, сформированного по правилам бухгалтерского учета;
  2. Возможность для предприятия сохранить первичную финансовую информацию;
  3. Меньшая трудоемкость по сравнению со специальным налоговым учетом.

Но в настоящее время система бухгалтерского учета претерпевает изменения, постоянно улучшаясь. Меняется также и правила отражения операций. В итоге у данного подхода имеются также свои недостатки.

В настоящее время позволяет увидеть отклонения в суммах налога, исчисленных по правилам бухгалтерского учета, а так же формирование прибыли по правилам налогового законодательства ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». [3]

С введением ПБУ 18/02 сильно изменилось ведение бухгалтерского учета. Формирование налоговых регистров идет параллельно с определением отклонений между бухгалтерской и налоговой величиной активов.

В текущем законодательстве Статья 313 НК РФ устанавливает обязанность ведения налогового учета для целей налогообложения. [1]

На данном этапе многие организации используют для формирования налоговых данных на основе бухгалтерского учета. Так как организация вправе самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета.

Бухгалтерский и налоговый учет взаимосвязаны друг с другом, и поэтому налоговый учет рекомендуется строить на информационной базе бухгалтерского учета. Так как в бухгалтерском учете уже существует множество различный регистров учета, то и разработка налоговых регистров на предприятии является основным моментов в налоговом учете. На данный момент это достаточно неотработанная и трудоемкая работа. Для избежание различных ошибок при учете организации оснащают работников техническими средствами, расширяют штат бухгалтерии и отправляют на курсы повышения квалификации. Но не всегда данный метод оправдывает себя и предприятию приходится обращаться к аудиторским фирмам.

При составлении налоговой отчетности на основании бухгалтерского учета нецелесообразно. Это можно объяснить различиями между регистрами бухгалтерского и налогового учета. Эти различия заключаются в таких элементах как налоговые преференции и отдельные виды расходов, используемые для минимизации налоговых платежей.

[1]

На данном этапе развития компьютерных технологий, существует много компьютерных программ, которые облегчают ведение налогового и бухгалтерского учета. Одной из самых популярных программ является программа «1С: Бухгалтерия предприятия». Не считая того, компания 1С выпускает большой пакет других программных товаров, относящихся не только к бухгалтерскому учету, но и налоговому учету.

  1. Структурирует все данные о ведении деятельности организации;
  2. Обрабатывает первичные документы, все экономические и финансовые отчеты, в итоге чего облегчает человеческий труд и практически полностью сводит к нулю ошибки в расчетах.

Налоговый кодекс предусматривает два способа ведения налогообложения на малых предприятиях:

  1. УСН — упрощенная система налогообложения;
  2. ЕНВД — единый налог на вмененный доход.

При нахождении организации на ведении налогообложения при упрощенной системе, предприятие, в соответствии со статьей 346.11 НК РФ, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, и НДС. А индивидуальные предприниматели освобождаются от НДС, налога на имущество физических лиц и НДФЛ, тем самым делая налоговый учет на своем предприятии намного легче.

Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий упрощение налогового учета. Упрощение заключается в следующих действиях:

  • признание убытков от уступки прав требования на дату уступки права требования;
  • возможность амортизации малоценного имущества в зависимости от учетной политики.

Таким образом, для текущей ситуации в налоговом учете, следует разработать план счетов налогового учета. Все номера и названия счетов должны отличаться от счетов бухгалтерского учета. Это должно привести к появлению новой корреспонденции счетов. Данная ситуация облегчит ведение учета в крупных организациях.

Еще из вариантов преобразования налогового учета- это преобразование двойной записи в тройную. Это значит отражать суммы в дебете и кредите, тем самым сразу вычитая налог. Такой метод позволит убыстрить и как следствие оптимизировать налоговый учет.

Список литературы

  1. ЭБС «Znanium»: Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю. А. Крохина, Н. С. Бондарь, В. В. Гриценко, И. И. Кучеров; Отв. Ред. Ю. А. Крохина. – 5-е изд., испр. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 704 с.
  2. ЭБС «Znanium»: Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 544 с.
  3. ЭБС «Znanium»: Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учебное пособие / З. И. Кругляк, М. В. Калинская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352 с.
  4. ЭБС «Znanium»: Малис Н. И. Налоговый учет: учебное пособие / Н. И. Ма-лис, А. В. Толкушкин. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 576 с.
  5. ЭБС «Znanium»: Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / В. В. Кузьменко, Н. С. Бескоровайная, А. А. Рубежной; Под ред. В. В. Кузьменко — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. -186 с.
Читайте так же:  Доступное жильё для малоимущих

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Техника налогового учета

Читайте также:

  1. Агротехника выращивания роз
  2. Агротехника устройства цветников
  3. Административные правонарушения в области воинского учета.
  4. Амортизация основных средств и методы ее начисления в целях бухгалтерского учета.
  5. Амортизация основных средств и методы ее начисления в целях налогового учета.
  6. Анализ инвестиционных проектов. Техника и принципы проектного анализа.
  7. Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии. Методы аналитического учета материалов
  8. Аудит учета материалов, запчастей, тары
  9. Аудит учета МПЗ
  10. Аудит учета ОС и НМА
  11. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
  12. Биология и агротехника бахчевых

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

­ период (дату) составления;

­ измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

­ наименование хозяйственных операций;

­ подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Налоговым кодексом установлено, что налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на прибыль в бюджет.

Таким образом, первым этапом построения эффективной и надежной системы налогового учета должно стать формирование системы регистрации первичных документов в автоматизированном режиме или ее совершенствование (определение ответственности за оформление, хранение, контроль принятых документов и т.д.).

Система налогового учета организуется налогоплательщиками, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной налоговой политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения налогового учета — первичного наблюдения, признания и стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для исчисления налога на прибыль.

В учетной политике утверждаются:

— методы признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

— порядок сбора и контроля их полноты и достоверности исходных данных;

— план счетов налогового учета;

— порядок внесения изменений;

— другие решения, необходимые для организации налогового учета.

При формировании плана счетов налогового учета для системной регистрации и группировки категорий налогового учета и отчетности целесообразно, по нашему мнению, использовать принципы построения синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета.

Формы регистров должны соответствовать принятой в организации системе обработки данных (журналов, ведомостей, в том числе оборотов по счетам, карточек учета и др.) и различаться по видам объектов для целей записи хозяйственных операций на счетах с учетом детализации и группировки данных в налоговой декларации для целей ее автоматизированного заполнения.

Читайте так же:  Как начать бизнес по разведению перепелов в домашних условиях с нуля

Общий перечень регистров может включать следующие формы:

— учет основных средств;

— учет нематериальных активов;

— учет материальных запасов;

— учет расходов на оплату труда;

— учет прочих расходов (косвенных);

— учет финансовых вложений;

— учет резервов по сомнительным долгам;

— учет расходов, связанных с производством и реализацией;

— учет доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав;

— учет доходов от реализации ценных бумаг;

— учет доходов от реализации финансовых инструментов (фьючерсов, опционов и др.);

— учет внереализационных расходов;

— учет внереализационных доходов;

[2]

— расчет налоговой базы и суммы налога;

— расчеты с бюджетом (на основе декларации).

При самостоятельной постановке налогового учета организация может выбрать одно из следующих технических решений, учитывающих особенности хозяйствующих субъектов. Главным критерием при этом становится наличие или отсутствие интегрированной информационной системы, достаточно мобильной для решения задач учета, налогообложения и управления в целом.

Вариант 1 предназначен для организаций корпоративного типа (в основном ОАО) с широкой сетью дочерних обществ.

Поскольку основное хозяйственное общество в силу преобладающего участия в уставных капиталах дочерних обществ, либо в соответствии с договором между ними, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерними обществами (ст. 105 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)), при постановке налогового учета рекомендуется использовать:

— единую политику налогового учета;

— единый план счетов налогового учета;

— единое программное обеспечение;

— автоматизированную систему сбора и контроля данных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, необходимо организовать анализ доходности по видам деятельности, требующим согласно НК РФ раздельного учета, в разрезе финансово-хозяйственных сделок дочерних организаций.

Следует отметить, что дочерние организации не могут быть лишены права иметь локальную систему, транслируемую на корпоративную, однако это влечет лишние затраты и повышение риска ошибок при обмене данными.

Организациям, отличающимся разветвленной функциональной и организационной структурой, включая регионально удаленные подразделения (филиалы), при постановке налогового учета следует обратить внимание на вариант 2. В данном случае учитывается, что такие организации составляют консолидированный отчет и являются плательщиками налогов не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Так же как и в варианте 1, налоговый учет ведется с использованием единого плана счетов налогового учета, единых регистров, единого программного обеспечения и т.д., но при этом в обязательном порядке должна быть создана специализированная служба налогового учета в составе централизованной бухгалтерии.

В отличие от варианта 1 в системе не должны функционировать локальные разработки отдельных подразделений.

И, наконец, для организаций с относительно простой структурой и узкой специализацией предпочтительнее остановиться на варианте 3. Использование данного варианта предполагает:

— «увязку» налоговых и бухгалтерских регистров;

— разработку методических рекомендаций:

— по заполнению налоговых и бухгалтерских регистров параллельно на основе первичных документов (желательно без создания новых рабочих мест);

— по расчету налогооблагаемой прибыли и составлению налоговой декларации.

За организацию и ведение налогового учета должен отвечать специалист.

| следующая лекция ==>
Система налогового учета | Порядок составления расчета налоговой базы

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 232 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Информационные технологии в бухгалтерском учете

экономические науки

  • Чернявская Оксана Витальевна , бакалавр, студент
  • Кулиш Наталья Валентиновна , кандидат наук, профессор, заведующий кафедрой
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Похожие материалы

В настоящее время информационные технологии играют важную роль в жизни общества, в значительной мере определяя уровень его развития. Они применяются во многих сферах деятельности человека, облегчая при этом выполнение различных задач и операций. Широкое распространение информационные технологии получили и в сфере экономики, в частности в системе бухгалтерского учета.

Согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационными технологиями следует понимать процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1].

Информационные технологии необходимы для ускорения и улучшения процесса использования информации при осуществлении многих видов деятельности, поэтому на сегодняшний день практически невозможно представить ведение бухгалтерского учета без их применения. Система бухгалтерского учета активно развивается и постоянно совершенствуется, и этому способствуют следующие факторы:

  • развитие вычислительной техники и средств связи;
  • возможность автоматизации логических операций бухгалтерского учета с использованием информационных технологий;
  • новая система контроля и исправления ошибок;
  • новые возможности документирования фактов хозяйственной жизни;
  • появление новых технологий ведения бухгалтерского учета.

Разработка и создание информационной системы бухгалтерского учета является главной задачей автоматизации управления любого предприятия. Система бухгалтерского учета должна соответствовать ряду следующих требований [3]:

  • правильная методическая основа построения планируемых и учетных показателей;
  • охват учетом всех хозяйственных процессов и операций;
  • достоверность, полнота, точность учетных данных;
  • оперативность выполнения учетных операций;
  • эффективность организации бухгалтерского учета.

Применение информационных технологий в бухгалтерском учете в значительной мере повышает его оперативность. Бухгалтер может быстро получить нужные результаты за любой период времени, не прибегая к ручным выборкам. Процесс группировки данных также отличается от ручных методов тем, что одна и та же информация используется много раз для составления таблиц, и это способствует облегчению и ускорению процесса учета.

В настоящее время в бухгалтерском учете основным средством работы с информацией является персональный компьютер, активно применяются бухгалтерские автоматизированные системы. Бухгалтерские автоматизированные системы – это функциональное программное обеспечение, которое предназначено для выполнения компьютерной обработки комплексов бухгалтерских задач.

В неавтоматизированной системе бухгалтерского учета обработка данных обычно происходит на бумажных носителях информации в виде всевозможных счетов, отчетов, учетных регистров. Аналогичные документы используются и в автоматизированной системе, но они представлены в электронной форме. Помимо этого, существует ряд других отличий автоматизированной обработки данных в бухгалтерском учете от неавтоматизированной.

Во-первых, можно выделить то, что применение информационных технологий предполагает единообразие выполнения операций. Это означает использование одних и тех же команд, необходимых для осуществления одинаковых операций бухгалтерского учета, что почти исключает появление случайных ошибок, которые обычно присущи ручной обработке. Во-вторых, происходит разделение функций, предполагающее, что компьютерная система может сама осуществлять процедуры внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняли бы различные специалисты. Но в то же время, возникают потенциальные возможности появления ошибок и неточностей, потому что автоматизированные системы бухгалтерского учета более открыты для несанкционированного доступа. Еще одним отличием является то, что компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем они не обязательно документируются, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Оплата мегафон банковской картой

Важным моментом автоматизации бухгалтерского учета является правильный выбор программного продукта. Информационные технологии постоянно развиваются, и вместе с ними идет процесс развития бухгалтерских программ, за счет этого на рынке существует достаточно большое их количество [2].

В настоящее время нет общепринятой классификации бухгалтерских программ. В большинстве случаев они отличаются по составу выполняемых ими функций. Они могут выполнять как минимальный, так и расширенный набор операций, что зависит от размера предприятий, на которые они ориентируются. Исходя из этого, можно выделить четыре группы бухгалтерских программ.

  1. Пакеты «мини-бухгалтерия». К данной группе относятся программы бухгалтерского учета, предназначенные для предприятий малого бизнеса, где небольшая численность сотрудников и небольшой объем информации.
  2. Пакеты «интегрированная бухгалтерская система». Данные программы предназначены для малого и среднего бизнеса и разработаны на основе пакетов «мини-бухгалтерия». В настоящее время эта группа является одной из самых распространенных.
  3. Пакеты «комплексная система бухгалтерского учета». Данные программы были разработаны для того, чтобы осуществлять обработку комплексов задач бухгалтерского учета.
  4. Пакеты «корпоративные системы управления финансами и бизнесом». Данные системы используются для автоматизации функций управления предприятием и представлены сложной структурой компонентов, включая подсистему бухгалтерского учета.

Автоматизация бухгалтерского учета является одной из главных задач для предприятия, поскольку это обеспечит лучшее выполнение необходимых операций и облегчит весь процесс ведения учета. Для осуществления автоматизации следует выбирать необходимые программные продукты, исходя из задач и имеющихся ресурсов. Однако без квалифицированного специалиста, невозможно использование информационных технологий. Они окажутся бесполезными для предприятия, если не найти опытного и грамотного бухгалтера. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день информационные технологии играют важную роль в бухгалтерской деятельности. Они охватывают различные стороны бухгалтерского учета и обладают значительными преимуществами по сравнению с ручными методами. Современные информационные технологии позволяют быть бухгалтеру востребованным и мобильным специалистом.

Список литературы

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп. вступ. в силу с 10.01.2016) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 15.05.2016).
  2. Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие /В.Н. Ясенев. – М: Юнити-Дана, 2012. — 560 с.
  3. Голкина, Г.Е. Бухгалтерские информационные системы: учебное пособие /Г.Е. Голкина. – М.: МЭСИ, 2011. – 230с.
  4. Ильина, О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета: учебник для ВУЗов /О.П. Ильина. – М.: Юнити, 2011. – 300 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе

экономические науки

  • Аджиева Марьям Сейталиевна , студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

    Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

    АИС в налоговой службе — это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

    Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.

    Так например, потоки информации на бумажных носителях, возрастающие в последнее время в инспекциях и связанные с усилением работы налоговой службы с физическими лицами, делают обязательным применение сканерных технологий для автоматического считывания деклараций о доходах граждан. Это позволит резко повысить производительность обработки деклараций и решить задачу налогообложения физических лиц на качественно новом прогрессивном уровне, принятом во многих развитых странах.

    Широкое использование информационных технологий позволяет повысить производительность и качество работы с массивами данных о налогоплательщиках. Современные технологии — системы управления базами данных, аппаратно-технические средства, специализированное прикладное программное обеспечение — способны перевести работу сотрудников налоговых инспекций, занимающихся выявлением неплательщиков, на новый аналитический уровень [3].

    [3]

    Создание новой информационной системы налоговой службы и внедрение в нашу страну оказалось для нас новым явлением. Так как ранее в Монголии не было такой технологии.

    Формирование модели сервисноориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

    Основополагающей задачей налоговой службы является процесс информатизации ее органов посредством использования современных информационных технологий, формирование эффективных систем информации для успешной работы структуры налоговых органов [2].

    Если говорить об аспекте информационности, система должна представить информацию во всей полноте и достаточности для рациональной и оперативной работы налогового органа.

    На начальном этапе образования налоговых органов в них была внедрена технология работы структур финансов. Главными составляющими подобной технологии являлись:

    • получение информации в рамках личного контакта инспектора и налогоплательщика [1];
    • обработка информации вручную и возможность ее хранения исключительно в форме бумажных носителей;
    • сбор налоговых платежей, не имеющие регламентации;
    • стихийное развитие системы информационных ресурсов.

    Сам процесс информатизации в налоговом органе сводился к обеспечению работников достаточно дешевыми электронно-вычислительными машинами для использования стандартных вариантов текстовых и табличных редакторов и раздельно существующих систем управления бумажной документацией (СУБД), которые были не приспособлены к работе с постоянно возрастающим объемом входной информации с дальнейшей перспективой на интеграцию информационного пространства. Но такая система имела право на существование лишь при небольшом количестве плательщиков.

    В результате было разработано несколько вариантов информационнопрограммных комплексов для реализации в условиях региональных и муниципальных налоговых органов, которые отнюдь не отличались единством возможностей на внедрение информационных систем ввиду различного состава технических средств [5].

    Достаточно длительный период времени внедрение технологий и систем АИС осуществлялось каждым из регионов отдельно в рамках местного самоуправления и в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Это вызывало проблемы, связанные прежде всего с отсутствием единства в информационном пространстве, так как подобные технологии были несовместимы как между собой, так и с системой АИС «Налог». Кроме того, многие объекты учета были разделены между различными ведомствами со своими информационными системами. Соответственно, здесь потребовались еще и внедренные межведомственные информационные структуры (например, объект учета «недвижимость», состоящий из имущества и земельных участков, учитывает и производит регистрацию сразу в трех ведомствах). Поэтому использование технологии внедрения комплексов для взаимодействующих ведомств, обеспечивающих единство администрирования данных, связанных с налогообложением физических и юридических лиц, вызывает необходимость реализации таких категорий, как:

    • учет плательщиков и поступлений от обязательных платежей уже с использованием автоматизации;
    • постоянное взаимодействие в информационных процессах структурных подразделений самого налогового органа и внешних ведомств;
    • освобождение от лишних ресурсов труда, которые заняты технической и непроизводительной работой;
    • точность, достаточность и оперативность результатов аналитической и прогнозной работы по налоговым поступлениям.

    Использование и внедрение информационных технологий для работы с налогоплательщиками и взаимодействия с иными ведомствами и службами имеет своей целью повышение результативности и эффективности процедуры сбора налогов и иных обязательных платежей посредством:

    • снижения числа сотрудников в инспекциях районного и межрайонного уровня, задействованных в реализации операций ввода и обработки данных [2];
    • нацеленности деятельности работников налогового органа на аспекты процесса налогового администрирования, требующие непосредственного, личного контакта с налогоплательщиком;
    • устранения текущего влияния ситуаций пиковой загруженности на работу инспекций (связанных с исчислением конкретных налогов не в течение длительного периода времени, а в относительно короткие сроки);
    • повышения количественных и качественных показателей, которые непосредственно связаны с камеральными и выездными налоговыми проверками.

    Можно сказать, что в последнее время имеется тенденция смещения центра тяжести по приему документов и обработке их в процессе документооборота в центры обработки данных (ЦОД), использующие технологии сканирования для воспроизведения в электронном виде информации с бумажной документации. Подобные меры, несомненно, повышают результативность и ускоряют работу территориальных инспекций ФНС.

    В подразделениях ФНС для реализации подобных процессов используется и постоянно дорабатывается система АИС «Налог», которая разрешает проблемы сбора, ввода и обработки информационных ресурсов в территориальных инспекциях [4].

    Развитие электронных сервисов стало одним из основных факторов, способствующих повышению качества налогового администрирования. ФНС России постоянно модернизирует существующие сервисы, а также разрабатывает и внедряет новые. Сейчас на сайте ФНС России размещено более 30 интерактивных сервисов [4], посредством которых налогоплательщики могут узнать часы работы своей налоговой инспекции, ее адрес, записаться на прием, найти необходимую информацию для исчисления налогов и оплатить их, проверить своих контрагентов, ознакомиться с вышеуказанными реестрами, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т. д.

    Развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам способствует превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию. Результатом таких преобразований должно стать укрепление положительного имиджа налоговых органов, ассоциируемых с гарантией предсказуемости, единообразия и последовательности налоговой политики государства, а также установление партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при соблюдении баланса интересов каждой стороны.

    Список литературы

    1. Новицкая Е. А., Зубарева Е. Г., Информационные технологии, их развитие в сфере налогообложения и переход налоговых органов на АИС «Налог-3» // Научный альманах. 2015. № 7(9). С. 160–163.
    2. Кривошеева В.М., Чабаненко А.И., Зайцева И.В. Актуальные проблемы информатизации современного делопроизводства и документооборота 2013.С. 46-49
    3. Костин А. А. Информирование налогоплательщиков налоговыми органами // Бухгалтерский учет. 2013. № 9. С. 9-12.
    4. Ручкин В. Н., Фулин В. А., Сёмина Ю. А. Информационные технологии в налоговой сфере // Информатика и прикладная математика : межвуз. сб. науч. тр. 2015. № 21. С. 115 – 120.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Налоговый учет и отчетность в современных условиях, Кругляк З.И., Калинская М.В., 2013

    Налоговый учет и отчетность в современных условиях, Кругляк З.И., Калинская М.В., 2013.

    В учебном пособии раскрыты современные основы организации и ведения налогового учета на предприятиях в его взаимодействии с бухгалтерским финансовым учетом. Пособие охватывает широкий круг вопросов возникновения, развития и совершенствования налогового учета и отчетности организаций. В нем обозначены современные проблемы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли с выделением особенностей сельскохозяйственных предприятий и определены пути их решения. Отдельно рассмотрены вопросы оптимизации налогов, выбора эффективного режима налогообложения, а также учета расчетов по налогу на прибыль в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности.

    Предпосылки возникновения учета для целей налогообложения.

    Содержание.

    Глава 1 модели взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета.
    Глава 2 теоретические основы налогового учета.
    Глава 3 вопросы совершенствования налогового учета доходов и расходов.
    Глава 4 особенности организации и ведения налогового учета в условиях уплаты ЕСХН.
    Глава 5 совершенствование налоговой отчетности.
    Глава 6 выбор налогового режима как элемент налогового планирования.
    Глава 7 учетная политика для целей налогообложения как фактор оптимизации налоговых платежей.
    Глава 8 учет расчетов по налогу на прибыль организаций.
    Глава 9 учет отложенных налогов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
    Литература.
    Ответы на тесты.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Налоговый учет и отчетность в современных условиях, Кругляк З.И., Калинская М.В., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

    Информационные технологии и инновации как средство совершенствования налогового администрирования

    В настоящее время налоговые органы не имеют значительных эффективных ресурсов для того, чтобы отслеживать налоговые обязательства каждого налогоплательщика с учетом развития современных технологий. Одновременно с развитием технологий, используемых налогоплательщиками, развиваются и технологии, используемые налоговыми органами, которые позволяют упрощать процессы сбора налогов, предоставления информации, обобщения статистических данных, образования и поддержки налогоплательщиков.

    В основе современных информационных технологий, которые используются налоговыми администрациями, лежат задачи обработки деклараций и платежей, а также обобщение соответствующей информации о налогообложении.

    Информационные технологии реализуются в следующих основополагающих задачах, реализуемых для налоговой системы.

    Задачи информационных технологий

    1 Трунцевский Ю.В., Курмаев И.Т. Совершенствование налоговой системы России с использованием информационных технологий // Налоги. 2015. N 3. С. 35 — 38.

    Лисун С.В [5] . делает более глобальный вывод о том, что развитая налоговая система невозможна без «повышения научно-технического потенциала, создания соответствующих информационных технологий».

    В целом, российские и зарубежные специалисты оценивают развитие IT-систем применительно к налоговому администрированию с положительной стороны.

    Использование современных информационных технологий решает достаточно много задач налоговых администраций.

    Во-первых, IT-технологии снижают прямые затраты на администрирование налоговой системы, проведение налоговых проверок, в том числе выездных налоговых проверок.

    Во-вторых, данные технологии являются более эффективными, поскольку способствуют развитию образовательной, информационной функции, а следовательно, повышают знания налогоплательщиков, позволяют дать ответы на распространенные вопросы и следовательно, снижают трудозатраты работников налогового ведомства на ведение разъяснительной работы.

    В-третьих, данных технологии позволяют усилить учетные функции, наиболее эффективно отслеживать порядок уплаты налогов, случаи использования недобросовестных контрагентов для минимизации налогообложения, вести статистическую отчетность.

    В-четвертых, автоматизация налогового администрирования позволяет снизить комплаенс-риски налоговых проверок, исключить сговор между контролирующим органом и налогоплательщиком, снизить риски «человеческого фактора» и уменьшить количество ошибок, допускаемых сотрудниками налоговой администрации в ходе проведения налоговой проверки.

    Определенные плюсы введения и распространения IT- технологий имеются и для субъектов малого предпринимательства. В качестве положительных аспектов возможно выделить следующие.

    Во-первых, снижается время, затрачиваемое налогоплательщиками для уплаты налогов и сборов, подачи деклараций, выявления и исправления ошибок в учете и отчетности, а взаимодействие с налоговой администрацией становится более эффективным.

    Во-вторых, снижаются трудозатраты на подготовку, печать и рассылку бумажных деклараций, направление пояснений в налоговый орган.

    В-третьих, налоговое администрирование становится менее бюрократизированным, навязчивым, и налогоплательщик в режиме онлайн может из любой точки планеты и платить налоги и подавать декларации, то есть расширяется география ведения бизнеса, снижаются административные барьеры.

    В-четвертых, налогоплательщик может реализовывать дополнительные функции: контролировать уплату налогов и сборов в бюджет, проводить сверку взаиморасчетов, получать документы, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет.

    Вместе с тем, для субъектов малого предпринимательства развитие IT-технологий в области налогообложения не всегда сопряжено с прямыми выгодами и в некоторых случаях оказывает отрицательное влияние на малый бизнес, особенно если речь идет о микропредприятиях.

    Если издержки на применение новых IT-технологий значительны, например, на приобретение компьютеров, подключение к Интернету, приобретение специальных сканеров и считывающих устройств для продажи алкогольной продукции, приобретение специального кассового оборудования, то микропредприятия не всегда могут себе позволить приобретение подобных технических средств и вынуждены закрывать бизнес. Кроме вышеуказанных затрат, введение новых технологий требует обучения персонала, проведения технического обслуживания путем заключения договоров со специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии и специалистов, что также требует дополнительных расходов. Следовательно, даже если микропредприятие будет продолжать вести деятельность, реальные расходы на ведение бизнеса увеличатся, а доходы снизятся. Такие расходы напрямую не влияют на налогообложение, являются косвенными, но фактически увеличивают расходы субъектов малого предпринимательства на налогообложение.

    Еще одной проблемой является отсутствие доступа к современным технологиям для субъектов малого предпринимательства, расположенным в районах с отсутствием постоянного доступа к связи, не имеющим возможности заключения договоров с Интернет- правайдерами, а также специализированными уполномоченными компаниями. Данная проблема снижает уровень доступности к современным технологиям для ряда налогоплательщиков.

    Для решения проблем увеличения издержек субъектов малого предпринимательства необходимо предоставление возможности использования бесплатного программного обеспечения, позволяющего любому налогоплательщику, находящемуся в отдалении от крупных компаний-провайдеров программного обеспечения иметь возможность доступа к современным технологиям. Развитие информационных технологий в целом, в том числе в отдаленных районах, бесплатных сервисов, а также «пилотных проектов» в налогообложении, в рамках которых любой налогоплательщик сможет апробировать на практике новые IT-системы и сервисы, позволит удостовериться в эффективности внедряемых систем и ознакомиться с их работой без значительных финансовых вложений, что очень важно для субъектов малого предпринимательства.

    Также важной задачей является минимизация спорных толкований в разъяснениях налоговых органов. В настоящее время наличие различных мнений по одному и тому же вопросу является очень распространенной проблемой. В этой связи важной задачей развития IT- технологий является унификация налогообложения, установление единых требований к налогоплательщикам в рамках разъяснительной работы, которая может проводиться как через сайт налогового ведомства, так и через личный кабинет налогоплательщика или посредством консультаций, предоставляемых на электронный адрес юридического лица или предпринимателя.

    К перспективным направлениям развития информационных технологий в области налогового администрирования автор относит следующие.

Читайте так же:  Как проверить задолженность перед выездом за границу

Источники


  1. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.

  2. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  3. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
  4. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
Налоговый учет и современные технологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here