Решение проблем малого бизнеса с контролирующими органами

Полезная информация по теме: "Решение проблем малого бизнеса с контролирующими органами" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Решение проблем малого бизнеса с контролирующими органами

Одна из проблем малого бизнеса — это взаимодействие с контролирующими органами. Именно частые проверки мешают стабильно работать и получать прибыль.

Следует помнить о таком факторе, как пробелы в законодательстве, а соответственно двойственное толкование постановлений и норм. Юридическая безграмотность и незнание собственных прав дополняет этот список. Поэтому решение проблем малого бизнеса с контролирующими органами является той еще проблемой.

В этой статье будут описаны некоторые аспекты правильного поведения частных бизнесменов с контролирующими органами.

Первый совет — это не воспринимать их сразу «в штыки». Следует понимать, что они тоже люди и пришли выполнять свою работу. Попробуйте предложить им чашку кофе и начать конструктивный диалог. Разговаривайте с ними в деловом стиле, не стоит переходить черту «панибратства».

Кроме того, пока вы будете угощать проверяющих кофе, у подчиненных будет время для устранения мелких недостатков и приведение производственных помещений в надлежащее санитарное состояние. Плюс это дополнительный повод увести назойливых гостей с торгового зала, не дать увидеть реальный товарооборот за определенный отрезок времени.

Аромат кофе немного снимет напряженность и позволит перейти к переговорам. Не стоит сразу накрывать огромные столы или предлагать коньяк, ведь тогда контролеры решат, что у вас есть дополнительные доходы.

Каждый предприниматель обязательно должен иметь «Журнал регистрации проверок», в котором следует зарегистрировать очередного «гостя», номер направление на проверку и ФИО проверяющего. Вежливо попросите контролера поставить свою роспись в данном журнале.

Помните, что по окончанию проверки контролирующими органами составляется акт. Внимательно прочитайте акт и подпишите его. Второй экземпляр акта проверки остается у вас. Есть возможность в конце акта оставить свои замечания или не согласиться с выводами проверяющих органов. Вы всегда можете подать судебный иск на основании данного акта. Пока будет идти судебное разбирательство, вы выиграете время. Ведь не всегда бывает правильно составлены предписания и рекомендации проверяющих организаций.

Хочется подсказать один психологический прием собственного поведения при внезапно нагрянувшей проверке – никогда не показывайте страх или неуверенность. Не допускайте контролеров для общения с собственным наемным персоналом. Огромный вред могут нанести болтливые работники, особенно если у них есть старые обиды к вам по поводу заработной платы.

Придерживайтесь этих советов и уловок. Это будет одно из лучших решений проблем малого бизнеса с контролирующими органами, если конечно у Вас не завалялись лишние деньги.

Помните! Дадите раз — точно еще придут за добавкой.

В статье прочитаете про рентабельные бизнес идеи производства, торгового бизнеса. На что стоит обратить внимание, чтобы рентабельный бизнес оставался таким и в будущем.

Что такое государственные субсидии малому бизнесу, их размер и предназначение. Условия, чтобы получить субсидию на открытие малого бизнеса найдете здесь.

У Вас назрел кризис? Изучите 5 советов по ведению бизнеса во время личного кризиса. Это поможет Вам поддерживать бизнес в хорошем состоянии и быстрее преодолеть сам .

Решение проблем малого бизнеса с контролирующими органами

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом в России, все они могут быть успешно преодолены. Основными из мер могут быть следующие [3. С. 126].

Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. Крайне важно совершенствование нормативных правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности [7. С. 52].

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь, в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Необходимо создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов [7. С. 52].

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Необходимо активизировать работу в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. По данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам, только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Следует обеспечить более широкое участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской Федерации [7. С. 52].

Необходимо также налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ. В этой связи необходимо разделить полномочия между законодательной и исполнительной властью, отвечающими за формирование благоприятного предпринимательского климата в стране, формирование и проведение государственной политики поддержки малого предпринимательства и органами, отвечающими за меры по реализации федеральных программ и упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам [1].

[1]

Необходимо принимать меры для активизации потребительского спроса и постепенного преодоления доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий [1].

Читайте так же:  Как внести в трудовую книжку запись об увольнении внутреннего совместителя

Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта необходимо обеспечить условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и странах СНГ. Необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения деятельности малого предпринимательства [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложившаяся экономическая ситуация в настоящее время в России пока достаточно негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. Сложившиеся экономические условия мешают предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой и если не принять конкретные меры, то малый бизнес будет обречен.

Проблемы малого бизнеса и пути их решения

По мнению большинства общественных деятелей, малому бизнесу выгоднее пребывать «в тени». Этому способствует политика федерального центра, обложившего мелких предпринимателей явно непосильным единым социальным налогом. Не отстает и региональная власть, упорно стремящаяся все налоги устанавливать по максимальной ставке. А уж в количестве административных барьеров, в числе проверяющих и контролирующих тем более недостатка нет. Получить кредит для малого бизнеса — практически неосуществимая мечта.

Проблема № 1. Статистика

Сегодня в области нет достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные комитетов государственной статистики, государственной налоговой инспекции и справочных служб городских и районных администраций расходятся значительно. Разница в тысячи предприятий и десятки тысяч частных предпринимателей. Более того, не ведутся специальные статистические исследования по состоянию малого предпринимательства. О вкладе малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней также судить трудно, так как нет чётко выраженной системы подсчёта финансовых результатов.

  • 1. поручить региональному комитету государственной статистике разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства;
  • 2. создать группу мониторинга малого предпринимательства, выделить средства для обеспечения её работы;

Проблема № 2. Отношение государства к малому бизнесу в целом.

Можно со всей определённостью сказать, что в области отсутствует понимание на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства. Предложение:

  • 1. Образовать при региональной ТПП постоянно действующий «круглый стол» с одной темой: «Бизнес и власть. Проблемы взаимоотношения» с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. По результатам заседаний принимать решение, которое обязательно опубликовывать в местной печати.
  • 2. Необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администрации области на ближайшие 2-3 года.
  • 3. Сделать обязательной общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.

Проблема № 3. Недостаточный доступ малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам.

  • 1. Разработать областную программу (политику) в области кредитования и микрофинансирования малого бизнеса;
  • 2. Создать открытую для пользования базу информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования;
  • 3. Осуществить меры по поддержке и развитию кредитной кооперации, лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других прогрессивных финансово-производственных схем малого бизнеса.

Проблема № 4. Административные барьеры на пути развития предпринимательства

Начать введение Единых книг контроля по проверкам субъектов малого предпринимательства.

Проблема № 5. Недостаточное самосознание предпринимателей.

  • * Проблема заключается в том, что уровень консолидации малого бизнеса не соответствует уровню его развития. Малый бизнес практически не имеет общественных объединений, которые занимались бы его проблемами, осуществляли от его имени диалог бизнеса и власти.
  • * Предприниматели пока не осознают себя реальной социально-значимой силой. Все усилия по формированию положительного имиджа предпринимателя не имеют значительных результатов.
  • * До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) контролируется криминальными структурами, работают по «серым» схемам налогообложения (не платят налог государству) и общественное мнение о малом предпринимательстве складывается резко отрицательное. Предприниматели же других сфер малого бизнеса не имеют возможности (и желания) опровергнуть такое общественное мнение через СМИ и административные аппараты всех уровней.
  • 1. Сделать условия для всех сфер малого предпринимательства равными и исключить возможность ухода в серые схемы, особенно для торговли, автосервиса и услуг.
  • 2. Совместно со СМИ в течение нескольких лет целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства.
  • 3. Совместно с общественными организациями, ТПП разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя.

Бизнес сегодня: проблемы и возможности их решения

директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России

специально для ГАРАНТ.РУ

Основная проблема, с которой столкнулся бизнес сегодня – как выжить в непростое, с экономической точки зрения время. Ведь повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%, а следовательно, и стоимости фондирования банков, повлекло удорожание кредитных продуктов и ужесточение требований к заемщикам. Так, некоторые коммерческие банки уже повысили ставки по кредитам на несколько процентных пунктов (например, Росбанк, Уралсиб и др.), а большинство кредитных организаций заняло выжидательную позицию.

Повышение ключевой ставки является временной мерой. В середине января экспертное сообщество заговорило о возможном ее снижении на два процентных пункта, но не уверена, что сейчас такой шаг вероятен. Когда ситуация на финансовых рынках стабилизируется, коммерческие банки смогут вернуться к прежним процентным ставкам.

[2]

Пока предприниматели сталкиваются с проблемной труднодоступности кредитных продуктов. И одной из возможных мер по сохранению доступности кредитов может стать секьюритизация кредитов коммерческих банков, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства. То есть выпустив ценные бумаги и продав их инвесторам, кредитная организация таким образом привлечет дополнительное фондирование, которое в перспективе можно направить на более «дешевое» кредитование по сравнению со стандартным кредитованием малых и средних предприятий.

Читайте так же:  Размер пенсии и пенсионный возраст в италии

Также значительно упростить доступ к кредитам, что особенно необходимо в кризисных условиях, позволит формирование национальной гарантийной системы, центром которой выступит созданное в 2014 году Правительством РФ Агентство кредитных гарантий. В число основных задач Агентства включено предоставление прямых гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, определение единых стандартов гарантийной поддержки кредитования, а также предоставление контргарантий действующим региональным гарантийным организациям в целях расширения лимитов кредитования. В 2015 году планируется утвердить стратегию формирования национальной гарантийной системы на период до 2020 года.

Другой задачей является поиск эффективного способа решения вопроса о включении в легальную предпринимательскую деятельность самозанятых граждан. Поиск такого способа будет продолжен в рамках работы по упрощению процедур регистрации ИП и применения патентной системы налогообложения, в том числе за счет предоставления самозанятым гражданам возможности уплаты налога по этой системе и страховых взносов одновременно с их государственной регистрацией в качестве ИП по принципу «одного окна».

Еще одна задача, на которую пришло время обратить внимание, – пересмотр ряда положений трудового законодательства. Речь идет, прежде всего о доработке и принятии законопроекта, разработанного Минтрудом России, о введении в ТК РФ положений, регламентирующих трудовые отношения микропредприятий (с числом занятых до 15 человек). Предложение Минэкономразвития России – освободить микропредприятия от обязанности утверждать локальные нормативные акты по вопросам трудового права. Особенности трудового распорядка дня, условия предоставления отпусков и иные вопросы трудового характера на таких предприятиях можно было бы закреплять в трудовом договоре с работником. Подчеркну, что речь идет не о снижении уровня защищенности работников микропредприятий, а о форме выражения закрепленных в ТК РФ гарантий и компенсаций: вместо нескольких отдельных документов, составление которых требует определенного времени и денежных затрат, предлагается урегулировать все вопросы в трудовом договоре с работником.

По оценке Минэкономразвития России, такие изменения позволят снять административную и финансовую нагрузку с предприятия в связи с выполнением требований трудового законодательства для 90% субъектов малого предпринимательства.

Перед Минэкономразвития России, ФАС России и бизнес-сообществом, также стоит задача снижения антимонопольного контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства, в том числе путем установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой. Это может быть реализовано в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения антиконкурентных соглашений и совершения согласованных действий.

Кроме того, 1 июля 2015 года утратит силу так называемый закон «О малой приватизации» (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ), в соответствии с которым малые и средние предприятия наделены преимущественным правом выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. За время реализации данного закона около 35 тыс. предприятий стали полноценными собственниками. Изначально закон предполагал строго ограниченные временные рамки действия преимущественного права выкупа как меры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом сроки окончания действия закона дважды продлевались. Потребуется выбрать одну из следующих альтернатив: принять решение о продлении данного закона на новый период, либо определить в законодательстве РФ о приватизации принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства на устойчивой и регулярной основе.

Содействие импортозамещению – еще одна задача комплексного характера, которая стоит перед ведомством. Отмечу, что создание условий для этого не должно сводиться исключительно к масштабированию программ финансовой поддержки. Недостаточно «накачать» отдельные сектора ресурсами и ждать результатов. На мой взгляд, следует помочь им найти новые рыночные ниши, а также обеспечить смягчение регуляторных требований, включая ликвидацию тех условий, которые не несут никаких рисков.

Следует отметить, что уже принят и начал действовать с конца декабря 2014 года ряд мер по развитию импортозамещения. Речь идет о некоторых принципиальных положениях законодательства о закупочной деятельности. Так, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, осуществляемых крупными государственными компаниями позволят обеспечить взаимный обмен и внедрение новых технических и технологических решений между крупными государственными компаниями и поставщиками из числа малых и средних предприятий (постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Во многом это будет достигнуто благодаря обязанности заказчика (при начальной (максимальной) цене договора, лота не более 50 млн руб.) или праве (при начальной (максимальной) цене договора, лота более 50 млн руб.) осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отношении смягчения регуляторных требований отмечу, что эта работа также активно проводится по линии совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Принято решение о создании единого реестра проверок. В целях внедрения риск-ориентированного подхода при проведении проверок Минэкономразвития России разработана Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 годы.

Более того, в настоящий момент Правительством РФ разрабатываются дополнительные меры, направленные на снижение негативного воздействия кризисных явлений в экономике, в том числе меры по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Налоговые проверки субъектов малого предпринимательства

Налоговые проверки субъектов малого предпринимательства

С налоговыми проверками сталкиваются практически все представители бизнеса. Однако в период 2015-2018 годов для большинства компаний малого и среднего бизнеса действовали надзорные каникулы. Для каких организаций каникулы были продлены до 2022 года?

Пока для проведения проверок вводится риск-ориентированный подход (выборочная проверка по признакам налогового риска подозрительных компаний), каникулы для малого бизнеса продлили ещё на длительный срок. Согласно внесённым поправкам Минэкономразвития и Генеральной прокуратуры мораторий на плановые проверки увеличен на период 2019-2022 годов на основании поправок к ФЗ №294. При этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

В указанный период контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:

  • выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий – до 120 млн рублей, средние предприятия (которые добавлены с 2019 г.) должны соответствовать обороту не более 2 млрд рублей в год.
  • штат до 100 человек.
  • суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

При этом существуют исключения, когда плановые проверки проводятся, несмотря на соблюдение признаков малого предпринимательства:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.
Читайте так же:  Бизнес-план фотосалона основные пункты

Кроме этого, под действие моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

Тем не менее стоит проверить документацию на соответствие её законодательству, ведь внеплановые проверки возможны и при надзорных каникулах.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Видео (кликните для воспроизведения).

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Субъекты малого предпринимательства – такая категория бизнеса, которой приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Тем не менее, в средствах массовой информации все чаще и чаще поднимают вопросы о том, как и чем можно помочь малому бизнесу и от кого эта помощь должна исходить. Кто-то считает, что малый бизнес – это забота государства, кто-то перекладывает ответственность на банки, а кто-то считает, что малый бизнес должен помочь себе сам. Меняется законодательство, происходят изменения, которые затрагивают не только экономику страны в целом, но и каждый конкретный экономический субъект. Таким образом, проблемы малого бизнеса актуальны. С какими именно проблемами сталкивается малое предпринимательство и каковы способы их разрешения, будет рассмотрено ниже.

Еще одной проблемой малого предпринимательство была обозначена низкая доступность финансовых ресурсов. Предприниматели отмечают, что процентные ставки по кредитам довольно высоки. Банки придерживаются следующих взглядов в отношении кредитования малого бизнеса. Малые предприятия должны рассчитывать на государственную поддержку, ведь банки в отношениях со своими клиентами преследуют цель – получение прибыли от их основной деятельности. Таким образом, целью банка в отношении малого бизнеса является поддержка предпринимательской инициативы, а не спонсирование или предоставление дешевых кредитов, а уже государство должно создавать в стране предпринимательский климат. Тем не менее, банки все же стараются создать условия для кредитования малого бизнеса, но величина процентов тем больше, чем меньше сумма кредитов, и чем меньше годовой оборот экономического субъекта. Таким образом, данная проблема остается открытой.

Также среди проблем, с которыми вынуждено сталкиваться малое предпринимательство, выделяют изменчивость спроса и изменение покупательной способности россиян. И, наконец, завершает перечень наиболее болезненных проблем налоговая нагрузка и повышение ее уровня. 2013 год стал, в прямом смысле слова, роковым для российского малого предпринимательства. Повышение страховых взносов почти в два раза привело к массовому закрытию индивидуальных предпринимателей по всей стране. И эту проблему стоит рассмотреть более детально.

Также список проблем малого бизнеса дополняют проблемы коррупции. Опрос, проведенный ОПОРОЙ России, показал, что респонденты признаются в неформальных выплатах чиновникам. Государство принимает меры по борьбе с коррупцией, но проконтролировать каждый конкретный случай все же невозможно. Необходимы кардинальные изменения в государстве, в политической системе, в системе права, только таким образом можно будет искоренить коррупцию.

И, наконец, в круг проблем входит конкуренция, низкая транспортная инфраструктура в регионах, барьеры в сфере энергетической инфраструктуры, ситуация с землей и недвижимостью для экономических субъектов и другие.

На рисунке 1 представлены графически основные проблемы малого бизнеса и их значимость.

Рисунок 1 – Основные проблемы малого бизнеса

В то же время есть надежда на общественные организации такие, какой, например, является «ОПОРА России». Совместный проект «ОПОРЫ России» и Сбербанка направлен на то, чтобы улучшить взаимоотношения между банком и бизнесом, создать условия для развития и процветания бизнеса. Одно из мероприятий, предлагаемых в рамках сотрудничества вышеуказанных организаций, — предоставление целевых кредитов малому бизнесу на оптимальных для последнего условиях. Сотрудничество «ОПОРЫ России» и Сбербанка направлено на учет мнения предпринимателей и обеспечение доступа к кредитным ресурсам. Такое сотрудничество направлено на то, чтобы улучшить условия кредитования малого бизнеса, предоставить больше возможностей для его развития. Однако 2013 год показал, что малый бизнес все же остается довольно беззащитной экономической категорией, которая действительно нуждается в поддержке, особенно со стороны государства.

В настоящее время сложились определенные тенденции развития малого бизнеса, на основании которых также можно определить направления поддержки малого предпринимательства в дальнейшем.

Одной из них является снижение издержек. Все чаще на практике встречается полутеневой бизнес, где вложения минимальны, а прибыльность высока. Это обусловлено большим размером ставок по налогам. Также оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.

Набирают обороты так называемые «облачные технологии», что обусловлено развитием информационных технологий. «Облачные технологии» подразумевают, что информационная база находится на удаленном сервере, так называемом «облаке», откуда и осуществляется управление экономическим субъектом. С одной стороны, это обеспечивает целостность всей информации, легкий доступ к ней, но с другой стороны, пользователь не может управлять своими данными.

Развивается «гибридная» торговля, то есть Интернет-магазины открывают так называемые «шоу-румы», где покупатели могут посмотреть, потрогать и дать оценку тому товару, который он собирается приобретать. Таким образом, возможности для развития есть. Активное развитие информационных технологий, раскинувшаяся по всей планете Всемирная Паутина способствует развитию предпринимательства в большой степени.

[3]

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России не так широко развит, как в других странах, но его все большее и большее развитие может привести к росту благополучия населения. Большие надежды, безусловно, возлагаются на государство. Но не стоит забывать о развитии информационных технологий, ведь некоторые проекты могут кардинально изменить положение некоторых экономических субъектов.

Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать

Основная проблема большинства владельцев малого бизнеса — это ограниченный бюджет, который не позволяет развиваться в полную меру и вынуждает постоянно экономить то на продвижении, то на персонале, то еще на чем-то. Но есть некоторые льготы, на которые малый бизнес вправе претендовать и которые могут сильно помочь на первых порах.

Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.

Малый бизнес в 2019 году — критерии определения

Лимиты доходов для субъектов МСП установлены в Постановлении Правительства от 04.04.2016 № 265.

Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Инновационное оборудование для малого бизнеса из китая цена по минимуму – качество по максимуму

В 2019 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале: для гособразований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25 % в сумме; для обычных юрлиц, в том числе иностранных, — не более 49 % в сумме; для юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений нет.

С 1 августа 2016 года функционирует Единый реестр субъектов МСП, используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте ФНС. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП.

Почему реестр имеет значение? Потому что наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе или вы выяснили, что те сведения, которые есть, некорректны, не поленитесь отправить заявку и предоставить верную информацию.

Налоговые каникулы

Впервые зарегистрированные ИП могут «отправиться» в 2019 году на налоговые каникулы. Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса — с 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, по мнению чиновников, должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ устанавливает срок, в течение которого зарегистрированные ИП могут применять нулевые налоговые ставки — до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться такой возможностью могут предприниматели, соблюдающие ряд требований:

  • они применяют УСН или ПСН;
  • их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, составляет не менее 70 % от общего дохода.

Стоит учитывать, что налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. У регионов есть право самостоятельно определять виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, и устанавливать сроки действия каникул. В каких-то регионах ИП получают два полных льготных года, в других — только год. Также могут устанавливаться дополнительные «лимиты» в виде ограничения средней численности работников или предельного размера доходов.

В любом случае вопрос применения налоговых каникул требует уточнения на местах. Например, в Новгородской области с 1 августа 2016 года каникулы стали представлять для таких видов деятельности, которые ранее не входили в список льготных: ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, а также услуги — стирка и химчистка, парикмахерские и салоны красоты, ритуальные услуги.

В Подмосковье период действия налоговых каникул изначально был установлен до 2018 года. Однако Московская областная Дума приняла закон, продлевающий каникулы на территории региона до 31 декабря 2020 года. Льготой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в производстве, социальной, научной сфере, а также в сфере социальных услуг населения.

Кроме того, принятый Московской областной Думой закон продлевает до 31 декабря 2020 года действие пониженной налоговой ставки в размере 10 % для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих деятельность в приоритетных для Московской области сферах — производственной, социальной или научной.

Вашему ИП меньше трёх месяцев? Расчетный счет и бухгалтерия на год в подарок по акции от Эльба|Банк.

Обратите внимание на п. 14 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», в котором уточняется, что право на налоговую ставку 0 % по УСН и ПСН, предусмотренную для впервые зарегистрированных ИП, распространяется в том числе и на граждан, ранее прекративших статус ИП и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших ее возобновить. То есть, если вы регистрируете ИП не впервые, а повторно, то вы тоже можете воспользоваться налоговыми каникулами.

Надзорные каникулы

С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства, кроме тех, кто допускал значительные нарушения за последние три года, действовали надзорные каникулы. Это послабление имело отношение и к действующим, и к вновь созданным компаниям. При этом надзорные каникулы не затрагивали малый бизнес, связанный с социальной сферой, образованием и здравоохранением. Каникулы не распространялись на виды госконтроля, предусмотренные п. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Кроме того, надзорные каникулы не распространялись на налоговые проверки и ревизии со стороны ПФ и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).

Накануне 2019 года президент подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается еще на два года — до 31 декабря 2020 года. Проверок не избежать только тем, кто работает в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и юрлицам и ИП, у которых до этого уже отбирали или приостанавливали лицензию, или если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности.

Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Региональные налоговые льготы

Такие льготы в 2019 году имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию лучше узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Проще всего воспользоваться поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Укажите регион — и вы автоматически попадете на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Допустим, если вы выберете в поиске Томскую область, то выйдете на сайт «Малый и средний бизнес Томской области», на котором можно найти подробную инфографику с мерами поддержки и различными льготами.

Читайте так же:  Зарплата контрактника в армии

Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.

Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.

Так, московский предприниматель может рассчитывать на компенсацию лизинговых платежей, компенсацию процентов по кредитам, компенсацию затрат на приобретение оборудования и др. На сайте Департамента обозначены условия, порядок процедуры и даже приведены бланки необходимых документов.

В Контур.Журнале опубликована статья «Пошаговая инструкция: как получить субсидию от Правительства Москвы», в которой о своем опыте получения субсидии рассказывает генеральный директор Premium Telecom Лидия Царенко. Также мнением по этому вопросу делятся бизнесмены в статье «Как получить субсидию на открытие бизнеса: опыт предпринимателей».

Кадровый учет

Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года микропредприятия освободились от ведения кадрового учета, то есть могут полностью или частично отказаться от оформления и применения таких локальных нормативных актов, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и др.

Закон определяет, что для регулирования трудовых отношений работодателю придется включить в трудовые договоры с работниками условия, предусмотренные трудовым законодательством. Трудовые договоры заключаются на основе типовой формы.

Как только микропредприятие переходит в положение малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае ему придется за четыре месяца утвердить все необходимые кадровые документы.

Учет и отчетность

Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет, а для малого бизнеса важна. Подробнее ознакомиться со списком преференций можно в Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 c 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет до 15 %. Хотя стратегия развития МСП до 2030 года, принятая в июне, подразумевает постепенное наращивание квоты до 25 % с 2018 года.

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ малому бизнесу предоставлен ряд льгот. В частности, как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 11.03.2016 № 182, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства. Также, согласно п. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 дней с даты подписания документа о приемке.

Преференции для малого бизнеса по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ прописаны в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Так, например, документ обязывает заказчика разрабатывать, утверждать и публиковать в ЕИС перечень того, что будет закупаться только у субъектов МСП (при условии соблюдения нормы — не менее 10 % от совокупного годового объема закупок заказчика). В то же время заказчик имеет право требовать от поставщика только декларацию, подтверждающую его статус.

Льготная аренда

У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды, но в каждом отдельном случае нужно узнавать детали и условия на местах.

Например, для отдельных хозяйствующих субъектов Москвы действует несколько видов поддержки: программа «Рубль за квадратный метр», бесплатные коворкинги, преимущественное право выкупа помещения и др.

С 1 января по 31 декабря 2018 года СМП могут рассчитывать на льготную ставку арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП). При этом они должны арендовать нежилые помещения площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. Эта же ставка распространяется на СМП, связанный со здравоохранением и образованием, который так же арендует нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м. Однако есть одна деталь: ставка действует для них только в том случае, если они получили до 1 апреля 2013 года заключение отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.

Чтобы иметь преимущественное право на выкуп помещения, нужно прежде всего соответствовать условиям, обозначенным в Федеральном законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ: не иметь задолженности по арендной плате, быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет.

Программа «Рубль за квадратный метр» действует для московского социального бизнеса. Объекты по ней предоставляются через открытый аукцион, который проводит Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Список объектов и лотовая документация приведена на Инвестиционном портале города Москвы, сайте для размещения информации о проведении торгов и сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Право льготной аренды получает победитель аукциона, но при условии восстановления объекта за свой счет. Ставка 1 руб. за кв.м в год начинает действовать после завершения реконструкции объекта и выполнения требований программы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно также отметить, что с 3 июля 2018 года действует Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Источники


  1. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  3. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
Решение проблем малого бизнеса с контролирующими органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here