Социальные выплаты защитят от посягательств судебных приставов

Полезная информация по теме: "Социальные выплаты защитят от посягательств судебных приставов" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Соцпособия и алименты защитят от приставов

Депутаты Государственной Думы на этой неделе рассмотрят законопроекты о защите социальных пособий и средств граждан от судебных приставов.

Как пишет газеты «Известия», при ежемесячном списании задолженности сотрудников ФССП обяжут оставлять гражданину сумму, равную величине прожиточного минимума. А для социальных пособий и алиментов создадут специальные банковские счета, с которых вообще нельзя будет забрать средства.

Сегодня законодательство ограничивает взыскания на уровне 50% от доходов должника, при этом не принимается во внимание, сколько денег у него остается. В итоге, по мнению авторов инициативы, человек оказывается практически без средств к существованию. Закон допускает возможность снижения размера удержаний с учётом тяжелого материального положения должника, но в большинстве случаев суды отказывают в этом.

Как говорится в пояснительной записке, только с января 2016 г. по сентябрь 2017 г. в суды с подобными заявлениями обратилось более 500 граждан, большая часть которых – пенсионеры, получающие менее 15 тыс. руб. Однако более 80% из них получили отказ. Суды не согласились учесть расходы граждан ни на коммунальные платежи, ни на лекарства, ни на содержание маленьких детей. На недопустимость такого положения неоднократно указывал Конституционный суд.

Законопроект о создании социальных банковских счетов для поступления пособий, которые приставы не вправе изымать у должника, будет рассматриваться во втором чтении. Речь, в частности, идёт о пособии на содержание детей, алиментах, командировочных, компенсации пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф и т.д.

В пояснительной записке к документу сказано, что сейчас, несмотря на законодательный запрет, приставы списывают со счетов должника детские пособия или алименты, так как для них эти деньги обезличены – они не знают источник их поступления. По данным ФССП, в прошлом году приставы вернули гражданам незаконно изъятые 4,1 млрд руб.

Однако эксперты высказывают опасения, что создание соцсчетов создаст дополнительные трудности для граждан, в этом случае также возникнут и дополнительные вопросы по обеспечению сохранности таких денежных средств.

Какие социальные выплаты и зарплаты должников защитят от судебных приставов?

Минюст пропишет порядок расчета банкирами денежных средств на счете должника, которые не смогут арестовать судебные приставы. Новые правила, которые готовит Министерство юстиции России, особо оговаривают, что после взыскания на счете должника должно оставаться не менее половины зарплаты. С каких выплат нельзя будет судебным приставам списать деньги? Как изменится исполнительное производство? Трудовые и военные пенсии будут защищены от списаний.

Понятно, что любой человек обязан платить по своим долгам. Но это не значит, что должника можно раздеть до нитки и уморить голодом. Есть правила, защищающие человека даже в критическом финансовом положении.

Какие выплаты защитят от взыскания по долгам

Подготовленный Минюстом приказ особо прописывает, что в расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, не включается «сумма последнего периодического платежа или нескольких периодических платежей в размере не менее пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов».

Иными словами, половина зарплаты будет защищена. При этом, если гражданин задолжал алименты или выплачивает компенсацию за вред, который он причинил чьей-то жизни или здоровью, несгораемый остаток уменьшится до тридцати процентов.

Благодаря нововведениям теперь от ошибок, то есть неправомерного ареста, будут защищены социальные выплаты. По закону у должника можно забирать не все деньги: некоторые виды выплат находятся в особом списке, и трогать их нельзя.

От взыскания судебными приставами, например, освободят компенсационные выплаты гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными людьми. Запрещено забирать алименты, пенсии по случаю потери кормильца, средства материнского капитала и прочие средства, обозначенные в защитном списке.

Однако при взыскании средств возникает одна существенная проблема: судебные приставы не отличают на счете должника один рубль от другого. Поэтому на практике случаются ситуации, когда у должника списывают со счета деньги, которые ни при каких обстоятельствах нельзя было брать.

По словам представителей Федеральной службы судебных приставов, проблема в том, что подобные социальные выплаты никак не выделены. Как правило, приставы видят только номер счета и сумму. А откуда пришли деньги, информации у них нет.

Разумеется, когда становилось известно об ошибке, деньги гражданину возвращали. Но для этого ему приходилось побегать с документами. Закон изменил ситуацию.

Теперь, чтобы не возникало недоразумений, в расчетных банковских документах будет указываться соответствующий код вида дохода. Проще говоря, социальные выплаты будут маркироваться.

Как изменится теперь исполнительное производство

Естественно, возникает вопрос, как новация будет работать на практике. Допустим, на один счет поступают и зарплата, и социальные пособия, и пенсия, и прочее и прочее.

Чтобы банкиры не запутались, где рубль с иммунитетом, а где без, Министерство юстиции подготовило проект приказа, прописывающего как раз порядок определения банкирами, что можно отдать со счета человека судебным приставам, что нельзя.

Все это говорит о том, что государство последовательно принимает меры по защите самых уязвимых категорий населения.

«Безусловно, человек должен выполнять свои обязательства, но социальные гарантии имеют наибольшую важность. Необходимо выработать разумный баланс, позволяющий избежать нарушения прав граждан в ходе исполнительного производства. В будущем году вступает в силу закон, который вводит механизм маркировки в банковских документах соответствующих видов выплат», — полагает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Предполагается, что закон вступит в силу в июне будущего года. Как подчеркивал в свое время директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов, так называемый механизм окрашивания обеспечит иммунитет от взыскания социально уязвимым категориям граждан.

Другая неприятная проблема заключается в том, что иногда данные должника и гражданина совпадают (а такое бывает нередко), тогда приставы арестовывают деньги у непричастного гражданина.

Как и в случае с социальными платежами, причина в том, что компьютеры не видят то, что нужно. Но теперь и это изменится.

В исполнительные документы теперь должны включаться уникальные идентификаторы, например, номер СНИЛС. В таком случае приставы найдут именно того, кого нужно.

Защиту от приставов получат также трудовые и военные пенсии

Государственная дума готовит к первому чтению законопроект, защищающий трудовые и военные пенсии от ареста судебными приставами. «Отрезать» что-то от социальных выплат в счет долга будет запрещено.

Теперь по закону банки обязаны будут отвечать за то, чтобы арест не коснулся защищенных законом выплат, например, материнского капитала и социальных пособий.

А приставам запретят накладывать взыскание на различные социальные пособия, перечисленные в законе об исполнительном производстве. Эти деньги предназначаются исключительно для поддержки человека в трудной ситуации.

Теперь, в частности, государство будет защищать компенсационные выплаты гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными людьми.

Более того, в счет долга запрещается забирать алименты, пенсии по случаю потери кормильца, средства материнского капитала и т.п. Однако на обычные пенсии бронь не распространяется. Ситуацию может изменить рассматриваемая в Госдуме инициатива.

Читайте так же:  Как найти инвестора для открытия и развития бизнеса

В том случае, если вдруг выяснится, что у человека нет никакого имущества, которое можно было бы арестовать, а сам он живет только на пенсию, исполнительное производство даже не будет открываться.

Порядок взыскания предлагается такой: сотрудники службы судебных приставов, получив исполнительный лист, будут прежде всего пробивать данные о человеке по всем информационным базам, чтобы узнать, где у него счета, владеет ли недвижимостью, есть ли машина и прочее. Это сделать нетрудно.

Если должник, допустим, военный пенсионер, живет в квартире, которая у него единственная, и ничего больше у него нет, исполнительный лист вернут взыскателю.

Исключения из общего правила взыскания долгов

В то же время в проекте прописаны исключения. Если пенсионер задолжал коммунальную плату или обязан возместить вред, нанесенный преступлением, защитный параграф не будет работать.

Так что теперь банки, согласно поправкам, будут ответственны за то, чтобы защищенные средства никто не арестовывал.

До сих пор нередко возникали ситуации, когда приставы списывали те деньги, которые забирать не положено. Потом незаконно списанные средства возвращались, но масштаб проблемы говорит о том, что закрывать на нее глаза уже невозможно. За год гражданам было возвращено 4 миллиарда незаконно списанных рублей. Причина была в том, что все деньги на счетах выглядели одинаково и зарплата или накопления ничем не отличались от социальных выплат.

Решению данной проблемы поможет закон, вступающий в силу в 2020 году. Согласно этому закону в расчетных банковских документах будет указываться соответствующий код вида дохода.

Володин: запрет на взыскание с социальных выплат защитит граждан

Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Принятые Госдумой во втором чтении поправки в Закон «Об исполнительном производстве», исключающие возможность взыскания с выплат социального характера, защитят граждан. Об этом заявил парламентским журналистам председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

«Принятые Госдумой во втором чтении поправки, исключающие возможность взыскания с выплат социального характера, защитят граждан и исключат ситуации, когда из-за незнания характера доходов судебными приставами блокировались счета с пенсиями по потере кормильца, пособиями пострадавшим от чрезвычайных ситуаций или, например, пособиями по причине вреда здоровью», — сказал Володин.

У россиян появятся неприкосновенные для приставов счета

«Запрет на исполнительное взыскание с выплат социального характера и ранее существовал в законодательстве. Но механизм был не совершенен — приставы и банки видели счёт должника, но не видели, какие именно средства на него поступают», — сказал спикер.

По его словам, «принятыми поправками чётко прописывается механизм, когда каждое поступление социального характера будет обозначено в банковской системе, чтобы защитить подобные выплаты от взысканий».

Володин отметил, что принятия этого закона ждут люди, а сама инициатива подробно прорабатывалась между первым и вторым чтениями законопроекта. «Были учтены замечания профильных ведомств, в первую очередь Центрального банка, чтобы предложенный поправками механизм работал эффективно», — резюмировал глава палаты.

Госдума приняла во втором чтении проект закона, который даст возможность россиянам создавать отдельные банковские счета, куда будут поступать социальные выплаты. При этом на такие денежные средства не смогут наложить взыскание судебные приставы.

Социальные счета граждан станут недоступны приставам

КОЛЛАЖ: ПГ. ФОТО: PXHERE.COM

У россиян появится возможность создавать отдельные социальные банковские счета, на которые приставы, в случае необходимости, не смогут наложить взыскание. Соответствующий законопроект 22 января Госдума планирует рассмотреть во втором чтении.

Инициатива, авторами которой стали вице — спикер Госдумы, глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, первый зампред фракции Андрей Исаев и Владимир Васильев в период исполнения им полномочий депутата Госдумы и руководителя фракции, был принят в первом чтении ещё в 2017 году.

Парламентарии напомнили, что в статье 101 закона «Об исполнительном производстве» перечисляются виды доходов, на которые запрещено обращать взыскание. Среди них различные компенсационные и единовременные выплаты, социальные пособия, в том числе на детей, средства маткапитала.

При этом принудительного исполнения судебных решений бывают случаи, когда после обращения взыскания на средства, которые находятся на счетах должника, выясняется, что они относятся к доходам, охраняемым законом. «Такие ситуации происходят потому, что приставу неизвестны источники поступления средств на счет должника и их назначение», — подчеркнули законодатели.

Сейчас сотрудник ФССП в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у него доходов, на которые запрещается обращать взыскание, в том числе средств, находящихся на банковских счетах. Но такой механизм работает лишь в том случае, когда должника надлежащим образом известили о возбуждении исполнительного производства и разъяснили его права и обязанности.

В одном из законопроектов о совершенствовании механизма защиты социальных выплат гражданам при осуществлении исполнительного производства сказано, что банкам запретят исполнять исполнительный документ или постановление судебного пристава в случае, если средства, находящиеся на счете должника, относятся к перечню доходов, прописанных в ст. 101 закона об исполнительном производстве. А владелец социального счета или иные лица не смогут переводить на специальный социальный банковский счет собственные денежные средства, а также денежные средства, не включенные в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Валентина Матвиенко предложила разработать общероссийский стандарт благополучия пенсионеров

Первый заместитель Руководителя фракции «Единая Россия» по законопроектной деятельности Андрей Исаев напомнил «Парламентской газете», что уже сейчас в законе об исполнительном производстве сказано, что ни пенсии, ни пособия по инвалидности, ни материнский капитал не могут быть средствами, которые списываются в случае, если обращено взыскание на имущество должника. Однако, к сожалению, если счет не диверсифицирован и источники неизвестны, очень часто судебные приставы, не зная об источниках, списывают пенсии и пособия.

«Поэтому мы предложили пакет законопроектов, которые включают в себя изменение гражданского законодательства, изменение административного кодекса. И, разумеется, в закон об исполнительном производстве, который направлен на то, чтобы защитить эти средства путем создания в банке специальных счетов, которые будут неприкосновенны в случае исполнительного производства», — сказал Исаев. Он добавил, что должник обязан платить по долгам, но Российская Федерация — социальное государство: «Поэтому мы не вправе оставлять человека, даже попавшего в сложную долговую ситуацию, без средств к существованию».

Ранее первый зампред фракции сообщил, что, согласно статистике за 2016 год, 4 млрд незаконно списанных рублей были возвращены гражданам: «Но это, как вы понимаете, и нервотрепка, и судебные процессы — долгая история», — отметил депутат.

Приставы не смогут взыскивать деньги из социальных выплат должников

Документ вводит дополнительные механизмы, обеспечивающие соблюдение действующих норм законодательства, определяющих виды доходов, которые не могут быть взысканы. Речь идёт о пособиях, материнском капитале, материальной помощи людям, пострадавшим в результате ЧС и несчастных случаев. Согласно законопроекту, такие выплаты будут отмечены как средства, запрещённые к взысканию. Порядок перевода средств социального характера установит Центробанк.

«Запрет на исполнительное взыскание с выплат социального характера и ранее существовал в законодательстве. Но механизм был несовершенным: приставы и банки видели счет должника, но не видели, какие именно средства на него поступают», – заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Начинался он как закон о социальных счетах. К сожалению, часто судебный пристав, имея предписание суда о взыскании задолженности, приходит и списывает со счетов гражданина всё, в том числе и те платежи, которые не подлежат списанию: пенсии, алименты и социальные выплаты», – рассказывал «Парламентской газете» один из авторов законопроекта Андрей Исаев. По мнению парламентариев, это происходит, «потому что приставу неизвестны источники поступления средств на счет должника и их назначение».

Читайте так же:  Как получить кредит для бизнеса с нуля

Сейчас сотрудник ФССП в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у него доходов, на которые запрещается обращать взыскание, в том числе средств, находящихся на банковских счетах. Но такой механизм работает лишь в том случае, когда должника надлежащим образом известили о возбуждении исполнительного производства и разъяснили его права и обязанности.

С выплат социального характера долги взыскивать не будут

Что случилось?

В чём суть документа?

Зачем потребовались такие поправки?

Подобные выплаты и сейчас формально защищены от взыскания ст. 101 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако по причине того, что судебному приставу-исполнителю и банку изначально не известны источники поступления денежных средств на банковский счёт должника и их назначение, в процессе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращается на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание.

Поправка потребовалась для того, чтобы приставы и банки могли отличить, с каких доходов можно удержать долги.

Какие выплаты относятся к социальным?

Кроме того, поправками перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, дополнен денежными средствами, выделенными гражданам, пострадавшим в результате ЧС:

  • в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости;
  • в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинён вред различной степени тяжести.

Как приставы и банки узнают о социальном характере доходов?

Это позволит отличать денежные средства, защищённые «иммунитетом», от других средств, поступающих на счёт должника. Какой код и как именно нужно будет указывать, пока непонятно. Порядок утвердит Банк России.

Что ещё принёс Закон?

Кроме того, поправками предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель сможет запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Когда Закон № 12-ФЗ вступает в силу?

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Гарантии для судебных приставов

Какие гарантии и льготы установлены законодательством для судебных приставов? Какой должна быть выслуга лет, чтобы воспользоваться ими?

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции от 25.12.2008; далее — Закон № 118-ФЗ) судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Основные государственные гарантии, предоставляемые судебным приставам, определены в главе 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2008; далее — Закон № 79-ФЗ), Законом № 118-ФЗ, а также изданными в соответствии с ним подзаконными актами.

Остановимся на наиболее значимых гарантиях.

Гарантии продолжительности рабочего времени и времени отдыха

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 50 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим гарантируется отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

В соответствии со ст. 45 Закона № 79-ФЗ и п. 2.2 и 2.3 Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП
России от 03.08.2006 № 96 (далее — Распорядок) режим служебного времени для судебных приставов предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными в субботу и воскресенье. Продолжительность служебного времени составляет
40 часов в неделю. При необходимости рабочий день судебного пристава может быть увеличен сверх нормативной продолжительности служебного времени (п. 2.5 Распорядка).

Продолжительность основного оплачиваемого отпуска судебных приставов составляет:

— для лиц, замещающих должности гражданской службы высшей и главной групп, — 35 календарных дней,

— для лиц, замещающих должности гражданской службы иных групп, — 30 календарных дней (п. 3.4 Распорядка, п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79-ФЗ).

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы (п. 3.5 Распорядка).

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для судебных приставов:

— замещающих должности гражданской службы высшей и главной групп — не более 45 календарных дней;

— замещающих должности гражданской службы иных групп — 40 календарных дней (п. 3.6 Распорядка).

Судебным приставам с ненормированным рабочим днем в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск:

— для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, — до 14 календарных дней;

— для лиц, замещающих ведущие должности гражданской службы, — до 12 календарных дней;

— для лиц, замещающих старшие и младшие должности гражданской службы, — до 10 календарных дней (п. 3.7 Распорядка).

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день не может быть менее трех календарных дней. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 3.8 Распорядка).

При предоставлении судебному приставу ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год единовременно выплачивается денежное содержание в размере двух месячных окладов (п. 3.13 Распорядка и п. 11 ст. 46 Закона № 79-ФЗ).

Государственные гарантии по оплате труда

[2]

Оплата труда судебного пристава включает денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 1, 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).

Перечень дополнительных выплат приведен в п. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ. От стажа зависит только размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Названная надбавка выплачивается в процентах от должностного оклада при стаже гражданской службы:

— от 1 года до 5 лет — 10%;

— от 5 до 10 лет — 15%;

[3]

— от 10 до 15 лет — 20%;

— свыше 15 лет — 30%.

Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы РФ и зачета в него иных периодов замещения должностей для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ утвержден Указом Президента РФ от 19.11.2007 № 1532.

Отметим, что приказом ФССП России от 08.12.2006 № 157 (в редакции от 27.06.2007) утверждено Положение о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов.

Читайте так же:  Отрицательные стороны сбербанка

Согласно п. 3.19 Распорядка заработная плата судебным приставам выплачивается 5го и 20го числа каждого месяца.

Государственные гарантии социальной защиты

Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 118-ФЗ жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

Законом предусмотрена выплата страховых сумм и возмещения вреда и в случае причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу судебного пристава в связи с его служебной деятельностью. Основания и размеры указанных выплат приведены в таблице.

Видео (кликните для воспроизведения).

Положение об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава утверждено приказом Минюста России от 04.04.2008 № 81.

Гарантии государственного пенсионного обеспечения

Гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей (подп. 11 п. 1 ст. 52 Закона № 79-ФЗ). Поскольку такой федеральный закон не принят, пенсионное обеспечение судебных приставов как федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 22.07.2008).

Судебные приставы имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет при увольнении с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008), и выплачивается одновременно с ней.

Иные государственные гарантии

Согласно п. 2 ст. 21 Закона № 118-ФЗ судебные приставы в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), приобретаемыми службами судебных приставов у соответствующих транспортных организаций. Порядок обеспечения судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов от 11.04.2005 № 49.

Судебным приставам, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством РФ.

[1]

При направлении в служебную командировку судебный пристав пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

Таким образом, от стажа государственной службы судебного пристава зависят продолжительность дополнительного отпуска, размер ежемесячной надбавки к должностному окладу, а также возможность назначения пенсии за выслугу лет.

Основания для выплаты страхового возмещения и возмещения ущерба, а также размеры выплат

Причинение телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью (п. 2 и 3 ст. 20 Закона № 118-ФЗ)

36кратный размер среднемесячной заработной платы судебного пристава

Ежемесячная компенсация в виде разницы между среднемесячной заработной платой и назначенной в связи с этим пенсией

Причинение телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью (п. 2 ст. 20 Закона № 118-ФЗ)

12кратный размер среднемесячной заработной платы судебного пристава

Гибель (смерть) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью (п. 2 и 4 ст. 20 Закона № 118-ФЗ)

180кратный размер среднемесячной заработной платы судебного пристава

Ежемесячная компенсация в виде разницы между приходившейся на долю нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении судебного пристава, частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной пенсией по случаю потери кормильца

Уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи (п. 5 ст. 20 Закона № 118-ФЗ)

В полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством РФ

Имеют ли право судебные приставы арестовывать социальные выплаты

Имеют ли судебные приставы право, арестовывать социальные выплаты (квартирные, ветеранские)

Добрый день Олег Владимирович!

В ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» четко указаны виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

Читайте так же:  Зарплата в краснодаре и в краснодарском крае

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение.

2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются. На виды доходов, не входящие в этот список, взыскание может быть обращено.

Код неприкосновенности

Соответствующие поправки в закон об исполнительном производстве и ряд других законов предложила группа депутатов.

По закону у должника можно забирать не все деньги, некоторые виды выплат находятся в особом списке, и трогать их нельзя.

Приставы не вправе накладывать взыскание на различные социальные пособия, перечисленные в законе об исполнительном производстве. Эти деньги предназначаются исключительно для поддержки человека в трудной ситуации.

Например, защищены компенсационные выплаты гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными людьми. Запрещено забирать алименты, пенсии по случаю потери кормильца, средства материнского капитала и т.п. Однако на обычные пенсии бронь не распространяется.

Рассматриваемая в Госдуме инициатива предлагает изменить ситуацию. Более того, если выяснится, что у человека нет никакого имущества, которое можно было бы арестовать, а сам он живет только на пенсию, исполнительное производство даже не будет открываться.

Предлагается такой порядок: сотрудники службы судебных приставов, получив исполнительный лист, будут прежде всего пробивать человека по всем базам данных, чтобы узнать, где у него счета, владеет ли недвижимостью, есть ли машина и прочее. Это сделать нетрудно. Если должник, допустим, военный пенсионер, живет в квартире, которая у него единственная, и ничего больше у него нет, исполнительный лист вернут взыскателю. Мол, извините.

Правда, в проекте прописаны исключения. Если пенсионер задолжал коммунальную плату или обязан возместить вред, нанесенный преступлением, защитный параграф не будет работать.

Банки, согласно поправкам, будут ответственны за то, чтобы защищенные средства никто не арестовывал.

До сих пор нередко возникали ситуации, когда приставы списывали те деньги, которые забирать не положено. Безусловно, когда выяснялось, что произошел казус, приставы возвращали средства. Однако человеку приходилось пережить массу неприятных моментов и побегать.

Вот цифра, помогающая осознать масштаб проблемы: за год гражданам было возвращено 4 миллиарда незаконно списанных рублей. Причина была в том, что все деньги на счетах выглядели одинаково и зарплата или накопления ничем не отличались от социальных выплат.

Однако в будущем году вступает в силу закон, по которому в расчетных банковских документах будет указываться соответствующий код вида дохода. Теперь защищенные средства будут маркироваться особым образом. А рассматриваемый в Госдуме проект закрепляет гарантии того, что банки будут обязаны проверять и перепроверять, чтобы арест не коснулся социальных выплат.

«Государство последовательно принимает меры по защите самых уязвимых категорий населения, — говорит председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Безусловно, человек должен выполнять свои обязательства, но социальные гарантии имеют наибольшую важность. Необходимо выработать разумный баланс, позволяющий избежать нарушения прав граждан в ходе исполнительного производства. До сих пор существовало две серьезные проблемы. Первая: незаконный арест средств, на которые не может быть обращено взыскание. Вторая: арест средств у так называемых двойников, то есть людей, чьи ФИО и даты рождения совпадают с данными должников. И первое, и второе исправлено на законодательном уровне. Вводится механизм маркировки в банковских документах соответствующих видов выплат. А в исполнительные документы должны включаться уникальные идентификаторы, например, номер СНИЛС. Что же касается расширения перечня защищенных выплат, эта идея интересна, она требует проработки и всестороннего обсуждения».

Дело N33-18861/2016. О взыскании страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 19 октября 2016 г. по делу N 33-18861/2016

Судья Усачев А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Черепановой А.М., судей Панфиловой Л.И., Карпинской А.А., при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Л. 7 к публичному акционерному обществу «Страховая акционерная компания «Энергогарант» о взыскании страхового возмещения, поступившее по апелляционной жалобе истца на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.08.2016.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.И., объяснения истца Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы судебная коллегия

Л. обратился в суд с иском к ПАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант» о взыскании страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью в размере 12-кратного размера среднемесячного заработка, что составляет 206280 руб.

В обоснование иска указал, что замещает должность государственной гражданской службы — судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Белоярского районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области. 27.10.2014 при исполнении служебных обязанностей, во время обхода здания Белоярского районного суда Свердловской области он поскользнулся и упал на лестницу входной группы здания суда, в связи с чем получил травму «ушиб крестцово-копчиковой области», которая была квалифицирована как несчастный случай, связанная с исполнением служебных обязанностей, в связи с этим обстоятельством составлен акт о несчастном случае на производстве. Полагая, что имеет место страховой случай, он обратился с заявлением о выплате страхового возмещения в ОАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант», поскольку законом предусмотрено обязательное государственное страхование государственных служащих. Однако ответчиком в выплате страхового возмещения ему было отказано.

Считая отказ страховой организации незаконным, просит взыскать с ПАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант» в его пользу вышеуказанную страховую сумму.

Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.08.2016 в удовлетворении исковых требований Л. отказано.

Не согласившись с таким решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение закона , в частности статьи 20 Федерального закона N 118- ФЗ «О судебных приставах «.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Л., поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на интернет-сайте Свердловского областного суда www.ekboblsud.ru . Об уважительности причин неявки до начала судебного заседания суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969) .

Читайте так же:  Зачем нужен брачный договор и нужно ли его составлять

В соответствии со ст . 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118- ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года) «О судебных приставах » жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава (п. 1) .

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

— гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, — семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

— причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

— причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, — в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава (п. 2) .

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей , являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава .

Как установлено судом , между ФССП России (страхователь) и Московским филиалом «Здоровье и жизнь» ОАО «САК «Энергогарант» (страховщик) был заключен Государственный контракт N 48 на осуществление в 2014 году страхования жизни и здоровья судебных приставов ФССП России, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 118- ФЗ «О судебных приставах «, предметом которого явилось осуществление в 2014 году деятельности, связанной с круглосуточным страхованием жизни и здоровья судебных приставов ФССП России, включенных в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в любом месте нахождения судебного пристава в связи с его профессиональной служебной деятельностью, как в пределах государственной границы Российской Федерации, так и за пределами ее государственной границы.

Пунктом 6.3 Государственного контракта определено, что страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его профессиональной служебной деятельностью и степень тяжести вреда, причиненного здоровью судебного пристава или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика по выплате застрахованному лицу (полномочному представителю застрахованного лица) страховой суммы по соответствующей группе страховых случаев, указанных в статье 20 Федерального закона N 118- ФЗ «О судебных приставах «.

Как следует из материалов дела, Л. состоит в должности государственной гражданской службы — судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Белоярского районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области.

27.10.2014 во время обхода здания Белоярского районного суда Свердловской области истец поскользнулся и упал на лестницу входной группы здания суда , получив травму «ушиб крестцово-копчиковой области», в связи с чем с 27.10.2014 находился на больничном.

Согласно акта N 12 от 17.11.2014 «о несчастном случае на производстве», полученная Л. травма квалифицируется как несчастный случай на производстве.

Ввиду этого обстоятельства, истцом в Московский филиал «Здоровье и жизнь» ОАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант» было направлено заявление об осуществлении страховой выплаты в связи с причинением вреда здоровью. Однако, ответчиком в удовлетворении заявления отказано по мотиву того, что полученная Л. травма, не входит в перечень телесных повреждений, указанных в Государственном контракте N 48 от 24.12.2013, не относится к застрахованному риску и не является страховым случаем. Л. рекомендовано обратиться для получения страховой выплаты в фонд социального страхования.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что страховой случай, предусмотренный п. 6.3 Государственного контракта не наступил, соответственно у страховщика не возникла обязанность по выплате истцу страховой суммы в размере, равном 12-кратному среднемесячной заработной платы судебного пристава, указав на то, что травма, полученная истцом при падении на крыльце, была получена им не вследствие действий третьих лиц при выполнении служебных обязанностей, а явилась следствием неосторожных действий самого истца.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда , поскольку он основан на законе и материалах дела.

Доводы истца, указывающие на несогласие с таким выводом суда , со ссылкой на неправильное применение судом закона , не могут являться основанием для отмены решения, поскольку основаны на субъективном понимании закона , регулирующего возникшие правоотношения.

Судебная коллегия отмечает, что применение со стороны государства дополнительных предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О судебных приставах » мер государственной защиты в отношении судебных приставов связано с осуществлением судебными приставами функций, сопряженных с их безопасностью. Поэтому право на получение соответствующей компенсации со стороны государства судебные приставы приобретают только в случае причинения им вреда здоровью в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.

Из системного толкования положений Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118- ФЗ «О судебных приставах » следует, что обязательным условием для осуществления страховых выплат в порядке статьи 20 указанного Федерального закона является причинение застрахованному лицу телесных повреждений в результате воздействия внешних факторов в причинно-следственной связи с осуществлением этим лицом служебной деятельности, а не получение им во время работы травмы в результате несчастного случая, вызванного неосторожными действиями самого застрахованного лица.

Поскольку травма получена истцом не в связи со служебной деятельностью, а в результате падения на скользком крыльце, то есть в результате несчастного случая на работе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что произошедший с истцом несчастный случай не может быть отнесен к страховому случаю, предусмотренному ст . 20 Федерального закона «О судебных приставах «, в связи с чем у ответчика не возникло обязанности произвести истцу страховую выплату в рамках заключенного Государственного контракта.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов.

Руководствуясь ст. ст. 320 , 327.1 , п. 1 ст. 328 , 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. без удовлетворения.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  2. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
Социальные выплаты защитят от посягательств судебных приставов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here