Сущность государственных программ поддержки и развития малого бизнеса

Полезная информация по теме: "Сущность государственных программ поддержки и развития малого бизнеса" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Сущность государственных программ поддержки и развития малого бизнеса

Государственные программы развития малого предпринимательства важны для поддержания нормального функционирования экономики, а также для повышения социального уровня населения. Финансирование проектов развития малого бизнеса осуществляется на всех уровнях власти Российской Федерации. Государственные программы интересны молодым бизнесменам, а также самим властям. Возможность оказывать эффективную поддержку, создавать условия для реализации госпрограмм является главным показателем стремления страны к процветанию и благополучию.

Программа развития малого бизнеса основывается на постулатах программы развития предпринимательства федеративного уровня. Комплекс мероприятий господдержки включают следующие типы программ:

  • региональные;
  • межрегиональные;
  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • муниципальные.

Каждый из вышеперечисленных типов включает конкретный план оказания поддержки, а также развития предпринимательства . В сфере финансирования разных отраслей малого бизнеса перед властями стоит конкретная, сложная задача – определить самые перспективные, прибыльные ниши экономики. Грамотный выбор этих направлений позволит рационально распределить денежные средств и совершить выгодные инвестиции. Сделанные сегодня государственные вложения, а также реализованные программы развития помогут пополнить казну государства новыми налогами в будущем, а также создать конкурентную среду на рынке.

Данные процессы, как ничто другое, благоприятно повлияют на общее развитие экономики, повысят платежеспособность населения, а главное – обеспечат граждан дополнительными рабочими местами. На основе данной информации можно сделать вывод о том, что государственные программы развития и поддержки малого бизнеса являются стратегически важным объектом исследования и финансирования.

Виды государственных программ в сфере поддержки малого бизнеса

Программы развития предпринимательства в Российской Федерации можно разделить на следующие категории:

  • оформление субсидий;
  • получение грантов;
  • предоставление обучения на бесплатной основе или со скидкой;
  • прохождение стажировки под руководством высококвалифицированных специалистов, проведение практических занятий;
  • оформление лизинговых программ на льготных условиях;
  • получение консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии на льготных или бесплатных основах;
  • возможность выкупа недвижимости, которая находится в собственности местного муниципалитета;
  • помощь в реализации рекламных проектов, поддержка при участии в ярмарках и выставках в сфере поддержки малого бизнеса.

Государство применяет, как прямые, так и косвенные методы поддержки малого бизнеса. К косвенным методам относятся мероприятия, которые направлены на смягчение условий налогообложения и контроля.
Реализовывать программы развития малого бизнеса могут организации коммерческой и некоммерческой формы. В данной сфере частные фирмы выступают партнерами государства, предоставляя свое плечо помощи и финансирования. За предоставление определенной поддержки компании, разумеется, получают необходимые выгоды.

В сфере поддержки малого бизнеса широко используется система субсидий, применяя ее, необходимо придерживаться строгих правил исполнения:

  • применение субсидий должно иметь целевой характер;
  • все расходы должны подкрепляться официальными документами;
  • исполнители должны создать подробный отчет о проделанной работе, прикрепив к нему чеки, акты и другие бумаги.

На сегодняшний день в нашей стране активнее всего финансируются такие государственные программы, как «Развитие малого и среднего предпринимательства», а также «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Процесс рассмотрения программ развития

Проекты поддержки предпринимательства всегда имеют четкие требования и нормы, которые можно включить в следующий перечень положений:

Ограничения в сфере оказания помощи молодым бизнесменам

Обратите внимание! Воспользоваться льготами, а также дотациями может далеко не каждый гражданин Российской Федерации.

К числу незащищенных слоев населения можно отнести следующие группы граждан:

  • военные в запасе;
  • матери – одиночки;
  • инвалиды, люди с ограниченными возможностями;
  • уволенные специалисты перспективных отраслей производства;
  • бывшие заключенные и лишенные свободы;
  • студенты, незанятая молодежь;
  • переселенцы, беженцы;
  • безработные граждане;
  • трудоспособные пенсионеры.

Вовлечение данных слоев населения в экономический процесс развития является главной целью государственных исполнительных органов. Очень часто властями практикуется метод передачи старых проектов новым специалистам узкого профиля, данная методика чаще всего применяется в следующих сферах:

  • технологические работы;
  • исследования различных направлений;
  • научные незаконченные работы;
  • опытно – конструктивная деятельность.

Нередко подобные опыты заканчиваются большим успехом, однако часто силы, вложенные в реализацию программы, оказываются напрасно потраченными.

Законодательные основы разработки программ развития и оказания помощи малому бизнесу

Обратите внимание! Мероприятия по оказанию поддержки и развития малого бизнеса разрабатываются и формируются на основе законодательных норм и стандартов.

Все они имеют принципиально важный характер для положения всей страны, поэтому должны четко соотноситься с комплексом самых различных заданий, целей государства. Проекты поддержки предпринимательства должны сопоставляться с целями следующих типов государственной политики:

  • последствия чрезвычайных происшествий;
  • помощь незанятым гражданам;
  • помощь беженцам, переселенцам;
  • улучшение экологии, условий окружающей среды;
  • регуляция процессов миграции населения.

Создание отдельных бюджетов и резервов

Разрабатывать, а также предлагать к рассмотрению проекты по развитию малого бизнеса могут следующие формы объединений:

Обратите внимания! Данное правило касается любых объединений, независимо от того, какую организационную, имущественную, структурную форму они имеют. Власти проводят отбор проектов, в результате которого получают список самых эффективных и перспективных программ. Финансироваться отобранные программы будут в первую очередь.

В сфере предпринимательства могут создаваться отдельные, независимые от государственного бюджета, фонды, ресурсы которого будут направлены на реализацию новых коммерческих проектов. Подобные меры практикуют, например, большими предприятиями, которые активно занимаются научной, а также исследовательской деятельностью. Очень часто денежные средства, поступившие от государства и отдельных самостоятельных компаний, используются в комплексе для достижения более эффективного результата.

Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.02.2019 2019-02-23

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Уваркина Н. В. Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 105-109. — URL https://moluch.ru/archive/246/56729/ (дата обращения: 07.11.2019).

В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны.

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования

В современной экономике завоевание позитивных социально-экономических результатов деятельности малого и среднего предпринимательства допустимо только при присутствии системного содействия его формирования, где главное место уделяется стране, которая призвана образовывать нужные обстоятельства для роста количества малых и средних организаций и обеспечения их деятельности со значительной экономической результативностью и ресурсоотдачей.

Читайте так же:  Роспотребнадзор стоит ли его бояться индивидуальным предпринимателям

Для создания функционирующего механизма взаимодействия между властью и предпринимателями необходимо, в первую очередь, непременное предварительное обсуждение и закрепление всех нормативно-правовых актов, программ и мер, относящихся к проблемам регламентирования и формирования малого предпринимательства (МП).

Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценить ее эффективность.

Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств. МП — важная часть хозяйственной структуры мировой экономической системы. Роль МП в современной экономике раскрывают его функции. Самая первая из них — производство значимой части ВВП. В странах ЕС малый бизнес производит 70 % ВВП, в Японии данный показатель составляет 61 %. В России данный показатель составляет только 20 %. Также МП активно участвует в создании рабочих мест. В странах ЕС в МП занято 72 % трудоспособного населения, в Японии — 78 %, в Южной Корее — 75 %. В российской экономике МП обеспечивает рабочими местами только 25 % трудоспособного населения. Еще одной, несомненно, важной функцией МП является осуществление большей части инноваций и содействие научно-техническому прогрессу. Следует отметить и такую функцию МП, как формирование в обществе «среднего класса» и обеспечение тем самым социальной и политической стабильности в обществе. Таким образом, видно, что в европейских и азиатских странах МП получило гораздо большее развитие по сравнению с РФ.

В таблице 1 представлена динамика развития субъектов МП за 2015–2017 гг. в Российской Федерации.

Динамика развития субъектов МП за 2015–2017гг. вРоссийской Федерации

Изменение 2017 г. к 2015 г. (+,-)

Темп роста 2017 г. к 2015 г., %

По данным ФНС России по состоянию на 1 января 2018 г., в Российской Федерации действует 6,1 млн субъектов МСП, в том числе 2,9 млн юридических лиц и почти 3 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). В сфере МСП действует 5818564 микропредприятий, 265719 малых предприятий, 20184 средних предприятий.

Малые и средние предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению и таким образом создают рабочие места для более чем 19 млн граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП.

Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

В 2016–2017 гг. зафиксированы положительные тенденции развития МСП. Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2017 году по сравнению с 2014 годом на 37 % и с учетом инфляции рост составил 15,5 %. При этом более 80 % общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20 %.

Рис. 1. Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2017 году, %

Государственное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства представляет собой «определенную нормативно — правовыми актами, систему способов, мер и средств, которые сконцентрированы на создание и обеспечение результативной деятельности системы субъектов малого и среднего предпринимательства, охватывая в то же время и правовое стимулирование представленных субъектов и правовое ограничение лиц, взаимодействующих с ними (органы публичной власти и частные контрагенты)».

Государственная поддержка реализовывается в пределах государственного регламентирования предпринимательской деятельности в целом, и малого и среднего предпринимательства, в частности.

Малый бизнес может надеяться на гарантийную поддержку, если отвечает определенным параметрам, а кредиты предоставляют кредитные организации — компаньоны корпорации (примерно 40 учреждений). На рисунке 2 изображено как функционирует система гарантийной поддержки.

Рис. 2. Система гарантийной поддержки

«Корпорация МСП» отдает предпочтение неторговым компаниям, которые заняты в приоритетных для страны областях: аграрном секторе; строительстве, транспорте и связи; производстве: воды, газа, эл/энергии, импортозамещающей продукции, в том числе, обрабатывающем, охватывая пищепром.

«Корпорация МСП» осуществляет Программу по стимулированию выдачи кредитов для малого и среднего бизнеса в партнерстве с 12-ю кредитными организациями: Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Россельхозбанк, Открытие, Банк Москвы, Промсвязьбанк, РНКБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Росбанк, Райффайзен Банк.

За 2016 год общий объем предоставленных кредитов субъектам МСП составил 5,16 трлн руб., что выше уровня 2015 года на 1,6 %. С начала 2017 года общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов в рублях составил 3,35 трлн руб., из которых индивидуальным предпринимателям было выделено 233,6 млрд руб. (7,0 % от общего объема кредитов, предоставленных субъектам МСП). Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП. В 2016 году реализовывалось две ключевые программы финансовой поддержки МСП — предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5).

Общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов с применением вышеуказанных программ поддержки кредитования в 2016 году составил 159,6 млрд руб., а с начала 2017 года по данным программам — 128,9 млрд руб. Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектов МСП в рублях в 2016 году составила 3,1 %. В 2017 году доля таких кредитов в общем объеме несколько увеличилась — до 3,4 %.

Доступ МСП к финансированию в 2016 году расширяется в том числе за счет реализации программ поддержки МСП и специальных льготных программ. Так, объем привлеченного финансирования с применением механизма поручительств и гарантий субъектам МСП за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза больше объема кредитования, полученного субъектами МСП в 2015 году.

В 2017 году расширен лимит Программы стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5) до 175 млрд руб. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» по этой программе составила почти 109 млрд руб.

Читайте так же:  Составляем спонсорское письмо для получения шенгенской визы

Для расширения инвестиционного кредитования банками субъектов МСП Минэкономразвития России с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования — на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам (Программа 674), для участия в которой отобрано три кредитных организации (ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк»), с которыми заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам МСП по льготной ставке (субъектам среднего предпринимательства по 9,6 % годовых, малого — 10,6 %).

Ключевым инструментом в существующей системе поддержки МСП является программа Минэкономразвития России, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предпринимателей, при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки МСП.

Рис. 3. Объемы финансирования программы Минэкономразвития России в 2005–2017 гг.

Таким образом, активная деятельность Минэкономразвития России в области расширения финансовой поддержки субъектов МСП позволила переломить негативные тренды данного сектора в последние годы. Удалось повысить долю кредитов, предоставляемых субъектам МСП в общем объеме кредитования юридических лиц и ИП в России, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что малый бизнес решает огромное количество социальных и экономических проблем: способствует экономическому росту, ускорению развития научно-технической деятельности, а также снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества. Более того, МП влияет на процесс создания дополнительных рабочих мест для населения страны. Существенный вклад в экономическое и социальное развитие города привнесли такие формы бизнеса, как средние и малые предпринимательства. Этому, в первую очередь, способствует реализуемая государственная программа поддержки и развития среднего и малого бизнеса.

Сущность государственных программ поддержки и развития малого бизнеса

Государственные программы развития малого предпринимательства важны для поддержания нормального функционирования экономики, а также для повышения социального уровня населения. Финансирование проектов развития малого бизнеса осуществляется на всех уровнях власти Российской Федерации. Государственные программы интересны молодым бизнесменам, а также самим властям. Возможность оказывать эффективную поддержку, создавать условия для реализации госпрограмм является главным показателем стремления страны к процветанию и благополучию.

Программа развития малого бизнеса основывается на постулатах программы развития предпринимательства федеративного уровня. Комплекс мероприятий господдержки включают следующие типы программ:

  • региональные;
  • межрегиональные;
  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • муниципальные.

Каждый из вышеперечисленных типов включает конкретный план оказания поддержки, а также развития предпринимательства . В сфере финансирования разных отраслей малого бизнеса перед властями стоит конкретная, сложная задача – определить самые перспективные, прибыльные ниши экономики. Грамотный выбор этих направлений позволит рационально распределить денежные средств и совершить выгодные инвестиции. Сделанные сегодня государственные вложения, а также реализованные программы развития помогут пополнить казну государства новыми налогами в будущем, а также создать конкурентную среду на рынке.

Данные процессы, как ничто другое, благоприятно повлияют на общее развитие экономики, повысят платежеспособность населения, а главное – обеспечат граждан дополнительными рабочими местами. На основе данной информации можно сделать вывод о том, что государственные программы развития и поддержки малого бизнеса являются стратегически важным объектом исследования и финансирования.

Виды государственных программ в сфере поддержки малого бизнеса

Программы развития предпринимательства в Российской Федерации можно разделить на следующие категории:

[2]

  • оформление субсидий;
  • получение грантов;
  • предоставление обучения на бесплатной основе или со скидкой;
  • прохождение стажировки под руководством высококвалифицированных специалистов, проведение практических занятий;
  • оформление лизинговых программ на льготных условиях;
  • получение консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии на льготных или бесплатных основах;
  • возможность выкупа недвижимости, которая находится в собственности местного муниципалитета;
  • помощь в реализации рекламных проектов, поддержка при участии в ярмарках и выставках в сфере поддержки малого бизнеса.

Государство применяет, как прямые, так и косвенные методы поддержки малого бизнеса. К косвенным методам относятся мероприятия, которые направлены на смягчение условий налогообложения и контроля.
Реализовывать программы развития малого бизнеса могут организации коммерческой и некоммерческой формы. В данной сфере частные фирмы выступают партнерами государства, предоставляя свое плечо помощи и финансирования. За предоставление определенной поддержки компании, разумеется, получают необходимые выгоды.

В сфере поддержки малого бизнеса широко используется система субсидий, применяя ее, необходимо придерживаться строгих правил исполнения:

  • применение субсидий должно иметь целевой характер;
  • все расходы должны подкрепляться официальными документами;
  • исполнители должны создать подробный отчет о проделанной работе, прикрепив к нему чеки, акты и другие бумаги.

На сегодняшний день в нашей стране активнее всего финансируются такие государственные программы, как «Развитие малого и среднего предпринимательства», а также «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Процесс рассмотрения программ развития

Проекты поддержки предпринимательства всегда имеют четкие требования и нормы, которые можно включить в следующий перечень положений:

Ограничения в сфере оказания помощи молодым бизнесменам

Обратите внимание! Воспользоваться льготами, а также дотациями может далеко не каждый гражданин Российской Федерации.

К числу незащищенных слоев населения можно отнести следующие группы граждан:

  • военные в запасе;
  • матери – одиночки;
  • инвалиды, люди с ограниченными возможностями;
  • уволенные специалисты перспективных отраслей производства;
  • бывшие заключенные и лишенные свободы;
  • студенты, незанятая молодежь;
  • переселенцы, беженцы;
  • безработные граждане;
  • трудоспособные пенсионеры.

Вовлечение данных слоев населения в экономический процесс развития является главной целью государственных исполнительных органов. Очень часто властями практикуется метод передачи старых проектов новым специалистам узкого профиля, данная методика чаще всего применяется в следующих сферах:

  • технологические работы;
  • исследования различных направлений;
  • научные незаконченные работы;
  • опытно – конструктивная деятельность.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нередко подобные опыты заканчиваются большим успехом, однако часто силы, вложенные в реализацию программы, оказываются напрасно потраченными.

Законодательные основы разработки программ развития и оказания помощи малому бизнесу

Обратите внимание! Мероприятия по оказанию поддержки и развития малого бизнеса разрабатываются и формируются на основе законодательных норм и стандартов.

Читайте так же:  Когда участок покупать очень рискованно — это важно знать

Все они имеют принципиально важный характер для положения всей страны, поэтому должны четко соотноситься с комплексом самых различных заданий, целей государства. Проекты поддержки предпринимательства должны сопоставляться с целями следующих типов государственной политики:

  • последствия чрезвычайных происшествий;
  • помощь незанятым гражданам;
  • помощь беженцам, переселенцам;
  • улучшение экологии, условий окружающей среды;
  • регуляция процессов миграции населения.

Создание отдельных бюджетов и резервов

Разрабатывать, а также предлагать к рассмотрению проекты по развитию малого бизнеса могут следующие формы объединений:

Обратите внимания! Данное правило касается любых объединений, независимо от того, какую организационную, имущественную, структурную форму они имеют. Власти проводят отбор проектов, в результате которого получают список самых эффективных и перспективных программ. Финансироваться отобранные программы будут в первую очередь.

В сфере предпринимательства могут создаваться отдельные, независимые от государственного бюджета, фонды, ресурсы которого будут направлены на реализацию новых коммерческих проектов. Подобные меры практикуют, например, большими предприятиями, которые активно занимаются научной, а также исследовательской деятельностью. Очень часто денежные средства, поступившие от государства и отдельных самостоятельных компаний, используются в комплексе для достижения более эффективного результата.

Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2019 года

Статьи по теме

Для помощи предпринимателям государство ежегодно выделяет огромные суммы. Для поддержки малого бизнеса в 2019 году работает ряд госпрограмм, цель которых – содействие субъектам предпринимательства. Многие из них действуют уже на протяжении нескольких лет, но до сих пор не все бизнесмены знают, как ими воспользоваться.

Система поддержки малого бизнеса в РФ

Государство предоставляет предпринимателям различные виды содействия:

  • Финансовое – программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб.
  • Имущественное – предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков).
  • Информационное – путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями.
  • Консультационное – поддержка малого предпринимательства в 2019 году подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций.
  • Образовательное – разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников.

Бесплатные сервисы для малого бизнеса

Приоритетные направления для господдержки в 2019 году

На финансовое содействие в рамках программы поддержки малого бизнеса 2019 года претендовали многие предприниматели. Но деньги между соискателями распределяют неравномерно. Российское правительство выделяет приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Прежде всего, это сельскохозяйственная сфера – производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей. Среди других направлений, которым господдержка оказывается в первую очередь можно выделить:

  • Производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости.
  • Система здравоохранения.
  • Экологический туризм.
  • Коммунальные, бытовые и прочие услуги.
  • Социальное предпринимательство.
  • Инновационные технологии.

В отдельных регионах приоритеты иные – в зависимости от того, какая область производства или услуг там считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих сферах могут гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2019 года.

Условия программ поддержки малого бизнеса: кому поможет государство

Действующие программы поддержки малого предпринимательства 2019 года ориентированы на компании и организации с определенной численностью сотрудников и размером годового оборота. К малому бизнесу относятся предприятия со штатом не более 100 человек и с максимальным оборотом до 800 млн руб.

  • Срок деятельности фирмы – не более 2 лет.
  • Обязательная регистрация субъекта в налоговой.
  • Отсутствие долгов по налогам и социальным отчислениям в Пенсионный фонд, ФОМС, соцстрах.

[1]

Для получения финансовой помощи на открытие или развитие собственного дела нужно предоставить подробный бизнес-план. Полученные средства важно расходовать по назначению. Различают несколько направлений субсидирования – на приобретение оборудования, сырья, компенсация затрат на аренду и др. По всем видам расходов требуется строгая отчетность в соответствующие организации.

Поддержка малого предпринимательства в 2019 году: куда обращаться

Помощь, предусматриваемую мерами государственной поддержки малого бизнеса в России в 2019 году, оказывают разные инстанции. К ним относятся:

  • Администрация города – предоставление необходимой информации.
  • ТПП (Торгово-промышленная палата) – бесплатное консультирование по вопросам права, развития компаний, маркетинга и др. Оказание помощи для участия малого и среднего бизнеса в выставках федерального и международного уровня.
  • Фонд поддержки предпринимательства – проведение профессиональной экспертизы бизнес-проектов, составленных предпринимателями. В случае их одобрения – выделение финансирования на развитие предприятия.
  • Бизнес-инкубаторы – создание эффективной инфраструктуры: предоставление площадей под офис, бизнес-консультации, рекламные проекты, содействие в привлечении инвестиций.
  • Венчурные и гарантийные фонды – финансовая помощь перспективным стартаперам и молодым бизнесменам, выделение грантов.
  • Центр занятости населения – поддержка безработных граждан, которые планируют открыть свое дело.
  • Фонд содействия кредитованию малого бизнеса в Москве ( фонд поддержки малого предпринимательства) — Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд) помогает малым и средним компаниям привлечь финансирование при нехватке обеспечения (залога). Фонд выступает Поручителем за субъекты МСП Москвы перед банками-партнерами и другими кредиторами.

Здесь стоит также отметить, что в послании Федеральному собранию 20 февраля 2019 года президент Владимир Путин поручил правительству совместно с бизнес-сообществом проработать вопрос о запуске онлайн-платформы, на которой предприниматели смогут заявлять о давлении на них. Глава государства подчеркнул, что к концу текущего года ресурс должен «действовать хотя бы в пилотном режиме». Предполагается, что платформа станет еще одним инструментом, с помощью которого предприниматель сможет отстаивать свои права.

Виды господдержки малого бизнеса 2019

Любому коммерческому предприятию важнее получить «живые» деньги на развитие предприятия, чем консультацию. Господдержка малого бизнеса в 2019 году предусматривает выделение предпринимателям более 11 млрд рублей. Существует несколько вариантов получения финансирования.

1. Субсидия начинающим предпринимателям

инансирование по линии Министерства экономики и развития предусматривает выделение безвозмездной субсидии для владельцев компаний, действующих на рынке менее 2 лет. Максимальный размер — 500 000 руб. Деньги выделяются на конкурсной основе – его условия и сроки оглашаются заранее.

Читайте так же:  3 главных принципа составления работающего коммерческого предложения

Полученные средства нужно использовать на указанные цели. Нецелевые траты – повод для возврата денег государству. Преимущество при распределении субсидий отдают предприятиям сельского хозяйства, организациям, которые занимаются народно-художественным промыслом, выпуском товаров народного потребления.

Повышенные шансы получить субсидию – у предпринимателей, развивающих социальные или экспортно-ориентированные проекты, а также у обладателей социальных льгот:

  • людей с ограниченными физическими возможностями;
  • матерей (отцов), воспитывающих детей в одиночку;
  • если в семье доход ниже прожиточного минимума.

2. Субсидия от Центра занятости

Государственная служба занятости выдает субсидии безработным россиянам, планирующим открыть собственное дело. В рамках безвозмездного финансирования малого бизнеса государством в 2019 году выделяется на открытие ИП 59 800 руб. Сумма скромная, но и условия для получения мягкие: нет конкурсного отбора, отсутствуют жесткие требования к составлению бизнес-плана. Важное условие: подавать заявку на получение финансовой помощи можно только до момента регистрации в качестве ИП.

3. Льготное кредитование

Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2019 году предусматривают финансовую поддержку при потребности в кредитовании. У предпринимателя три варианта:

  • Оформить в банке заем, а затем получить субсидию в объеме процентной ставки.
  • Оформить на небольшой срок микрозайм на сумму 10-100 тыс. руб. под 5-10 % годовых. Обязательное условие — финансовое обеспечение (оборудование, мат. активы, недвижимость).
  • Оформить льготный займ, обратившись за поручительством в гарантийный фонд.

Лояльные условия предоставляются владельцам предприятий в сфере АПК: ставка по кредиту для них составит не более 5%. Остальное компенсирует Министерство сельского хозяйства.

Конкурсные программы

Весомая поддержка государством малого бизнеса 2019 – конкурсные федеральные программы, в рамках которых начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение внушительных сумм – до 25 млн руб. Реализацией программ занимается Фонд содействия инновациям – государственная организация, которая имеет представителей в разных регионах. Подать заявку можно на сайте организации http://fasie.ru/ или в ее региональном представительстве.

Ограничения в получении помощи от государства

В рамках реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2019 помощь оказывается предпринимателям в различных сферах. За исключением нескольких направлений, которые станут препятствием для получения финансовой помощи от государства. Не выдадут субсидию на производство алкоголя (в том числе и слабого, например, пива), табачной продукции. При открытии страховой или банковской организации придется тоже рассчитывать только на свои силы.

Уменьшит шансы на выдачу финансовой поддержки плохо составленный бизнес-план. В документе следует четко обосновать сроки окупаемости проекта, его значимость, размеры предполагаемой прибыли. Нельзя получить субсидию, если компания начала процедуру банкротства.

Автор: Ирина Климакина

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы в Фейсбуке, Вконтакте и Одноклассниках. Присоединяйтесь!

Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.02.2019 2019-02-23

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Уваркина Н. В. Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 105-109. — URL https://moluch.ru/archive/246/56729/ (дата обращения: 07.11.2019).

В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны.

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования

В современной экономике завоевание позитивных социально-экономических результатов деятельности малого и среднего предпринимательства допустимо только при присутствии системного содействия его формирования, где главное место уделяется стране, которая призвана образовывать нужные обстоятельства для роста количества малых и средних организаций и обеспечения их деятельности со значительной экономической результативностью и ресурсоотдачей.

Для создания функционирующего механизма взаимодействия между властью и предпринимателями необходимо, в первую очередь, непременное предварительное обсуждение и закрепление всех нормативно-правовых актов, программ и мер, относящихся к проблемам регламентирования и формирования малого предпринимательства (МП).

Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценить ее эффективность.

Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств. МП — важная часть хозяйственной структуры мировой экономической системы. Роль МП в современной экономике раскрывают его функции. Самая первая из них — производство значимой части ВВП. В странах ЕС малый бизнес производит 70 % ВВП, в Японии данный показатель составляет 61 %. В России данный показатель составляет только 20 %. Также МП активно участвует в создании рабочих мест. В странах ЕС в МП занято 72 % трудоспособного населения, в Японии — 78 %, в Южной Корее — 75 %. В российской экономике МП обеспечивает рабочими местами только 25 % трудоспособного населения. Еще одной, несомненно, важной функцией МП является осуществление большей части инноваций и содействие научно-техническому прогрессу. Следует отметить и такую функцию МП, как формирование в обществе «среднего класса» и обеспечение тем самым социальной и политической стабильности в обществе. Таким образом, видно, что в европейских и азиатских странах МП получило гораздо большее развитие по сравнению с РФ.

В таблице 1 представлена динамика развития субъектов МП за 2015–2017 гг. в Российской Федерации.

Динамика развития субъектов МП за 2015–2017гг. вРоссийской Федерации

Изменение 2017 г. к 2015 г. (+,-)

Темп роста 2017 г. к 2015 г., %

По данным ФНС России по состоянию на 1 января 2018 г., в Российской Федерации действует 6,1 млн субъектов МСП, в том числе 2,9 млн юридических лиц и почти 3 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). В сфере МСП действует 5818564 микропредприятий, 265719 малых предприятий, 20184 средних предприятий.

Малые и средние предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению и таким образом создают рабочие места для более чем 19 млн граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП.

Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

В 2016–2017 гг. зафиксированы положительные тенденции развития МСП. Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2017 году по сравнению с 2014 годом на 37 % и с учетом инфляции рост составил 15,5 %. При этом более 80 % общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20 %.

Читайте так же:  Налоговые каникулы для ип

Рис. 1. Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2017 году, %

Государственное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства представляет собой «определенную нормативно — правовыми актами, систему способов, мер и средств, которые сконцентрированы на создание и обеспечение результативной деятельности системы субъектов малого и среднего предпринимательства, охватывая в то же время и правовое стимулирование представленных субъектов и правовое ограничение лиц, взаимодействующих с ними (органы публичной власти и частные контрагенты)».

Государственная поддержка реализовывается в пределах государственного регламентирования предпринимательской деятельности в целом, и малого и среднего предпринимательства, в частности.

Малый бизнес может надеяться на гарантийную поддержку, если отвечает определенным параметрам, а кредиты предоставляют кредитные организации — компаньоны корпорации (примерно 40 учреждений). На рисунке 2 изображено как функционирует система гарантийной поддержки.

Рис. 2. Система гарантийной поддержки

«Корпорация МСП» отдает предпочтение неторговым компаниям, которые заняты в приоритетных для страны областях: аграрном секторе; строительстве, транспорте и связи; производстве: воды, газа, эл/энергии, импортозамещающей продукции, в том числе, обрабатывающем, охватывая пищепром.

«Корпорация МСП» осуществляет Программу по стимулированию выдачи кредитов для малого и среднего бизнеса в партнерстве с 12-ю кредитными организациями: Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Россельхозбанк, Открытие, Банк Москвы, Промсвязьбанк, РНКБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Росбанк, Райффайзен Банк.

За 2016 год общий объем предоставленных кредитов субъектам МСП составил 5,16 трлн руб., что выше уровня 2015 года на 1,6 %. С начала 2017 года общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов в рублях составил 3,35 трлн руб., из которых индивидуальным предпринимателям было выделено 233,6 млрд руб. (7,0 % от общего объема кредитов, предоставленных субъектам МСП). Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП. В 2016 году реализовывалось две ключевые программы финансовой поддержки МСП — предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5).

Общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов с применением вышеуказанных программ поддержки кредитования в 2016 году составил 159,6 млрд руб., а с начала 2017 года по данным программам — 128,9 млрд руб. Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектов МСП в рублях в 2016 году составила 3,1 %. В 2017 году доля таких кредитов в общем объеме несколько увеличилась — до 3,4 %.

Доступ МСП к финансированию в 2016 году расширяется в том числе за счет реализации программ поддержки МСП и специальных льготных программ. Так, объем привлеченного финансирования с применением механизма поручительств и гарантий субъектам МСП за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза больше объема кредитования, полученного субъектами МСП в 2015 году.

В 2017 году расширен лимит Программы стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5) до 175 млрд руб. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» по этой программе составила почти 109 млрд руб.

[3]

Для расширения инвестиционного кредитования банками субъектов МСП Минэкономразвития России с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования — на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам (Программа 674), для участия в которой отобрано три кредитных организации (ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк»), с которыми заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам МСП по льготной ставке (субъектам среднего предпринимательства по 9,6 % годовых, малого — 10,6 %).

Ключевым инструментом в существующей системе поддержки МСП является программа Минэкономразвития России, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предпринимателей, при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки МСП.

Рис. 3. Объемы финансирования программы Минэкономразвития России в 2005–2017 гг.

Таким образом, активная деятельность Минэкономразвития России в области расширения финансовой поддержки субъектов МСП позволила переломить негативные тренды данного сектора в последние годы. Удалось повысить долю кредитов, предоставляемых субъектам МСП в общем объеме кредитования юридических лиц и ИП в России, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя.

Видео (кликните для воспроизведения).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что малый бизнес решает огромное количество социальных и экономических проблем: способствует экономическому росту, ускорению развития научно-технической деятельности, а также снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества. Более того, МП влияет на процесс создания дополнительных рабочих мест для населения страны. Существенный вклад в экономическое и социальное развитие города привнесли такие формы бизнеса, как средние и малые предпринимательства. Этому, в первую очередь, способствует реализуемая государственная программа поддержки и развития среднего и малого бизнеса.

Источники


  1. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  2. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  3. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
Сущность государственных программ поддержки и развития малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here