Все о нормативном регулировании бухгалтерской отчетности

Полезная информация по теме: "Все о нормативном регулировании бухгалтерской отчетности" с важными комментариями. Здесь собрана все денные по теме и сделаны выводы. Если вы не согласны с ними или есть вопросы, то для разъяснения вы всегда можете связаться с нашим дежурным специалистом.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.

Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ

В настоящее в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых условиях развивающейся рыночной экономике, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208- ФЗ от 26.12.1995г.(ред. от 24.02.2004г.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, не смотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Читайте так же:  Как организовать предприятие, продающее кофе на вынос

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 24 ПБУ.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

[1]

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 02 июля 2007г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня.

Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства.

Чтобы правильно составить отчетность, необходимо учесть все изменения в законодательной базе и на основании, произошедших изменений формировать отчетность, в соответствиями с данными поправками и дополнениями. Помимо новых форм отчетности, были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета. Этот документ дополнили новыми счетами 09 и 77 для учета отложенного налога на прибыль. Разъяснил Минфин и как отражать расходы по НИОКР. Стоимость тех работ, которые дали результаты и разработки которых будут использоваться в дальнейшем, теперь надо учитывать в составе нематериальных активов на счете 04.

Кроме того, с 1 января 2003 года начали действовать сразу четыре новых Положения по бухгалтерскому учету: «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), «Учёт расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) и «Учёт финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Таким образом, составляя годовую отчетность, бухгалтер должен учитывать требования этих стандартов бухгалтерского учета.

Также необходимо отметить, что в 2014 году были выпущены Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Появилась и методичка по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Последние годы система регулирования и ведения бухгалтерского учета подвергается значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, бухгалтерский учет контролируется государством. В настоящее время происходит снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. В разработке национальных стандартов принимают участие профессиональные организации. При совершенствовании национальной системы используются нормы учета из международных стандартов. При этом развитие учета должно идти как одна система, включающая статистический, бухгалтерский, оперативный учет. Развитие должно отражать экономические изменения в стране. Перед развитием бухгалтерского учета и отчетности стоят такие задачи, как формирование информации о деятельности предприятий, которая была бы полезна внутренним и внешним пользователям. Основные направления развития – повышение качества информации, создание условий для применения международных норм, усиление контроля качества отчетности, изменение системы с разумным сочетанием деятельности государственных органов и сообщества профессионалов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система нормативного регулирования— это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов. Методологическое руководство по бухгалтерскому учету осуществляется Правительством РФ. Приоритет регулирования предоставлен Министерству финансов, которое осуществляет разработку, утверждение документов по методике организации учета и отчетности. Утвержденные им документы составляют основу системы нормативно-правового регулирования, обязательны для применения. Другие органы не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие указаниям МинФина РФ. Одни из норм обязательны к применению, другие носят рекомендательных характер.

Система регулирования бухгалтерского учета

В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;

4 – й уровень – рабочие документы организации.

Первый уровень. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством. Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву. В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

Читайте так же:  Госпошлина на закрытие ип

Задачи закона «О бухгалтерском учете»

  1. Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
  2. Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
  3. Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.

Второй уровень. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ПБУ).

ПБУ – стандарты, регламентирующие порядок учета активов, обязательств, хозяйственных событий. Принимаются Минфином РФ. Соблюдение обязательно при составлении отчетности и ведении регистров учета.

Третий уровень. План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению

Он содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего учета. Счета обязательны для применения, а субсчета используются по мере необходимости. Предприятие может уточнять содержание отдельных, исключать или объединять, вводить новые субсчета. Это делает план счетов более гибким, адаптирует его к любым новым обстоятельствам. Инструкция к плану счетов определяет основные принципы и порядок ведения учета. В нем раскрываются структура и назначение отдельных счетов.

Методические указания — это документы, уточняющие отдельные действующие нормы. Большую часть составляют рекомендации по применению части глав Налогового Кодекса.

Четвертый уровень. Рабочие документы организации

Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

1.3. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

В настоящее время в России регулирование бухгалтерской отчетности представляют нормативные правовые акты четырех уровней.

Первый уровень – основным нормативным документом является прежде всего Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г.

Читайте так же:  Какой процент за снятие наличных с кредитной карты сбербанка

Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г.№ 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. При этом следует отметить, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом, используемым при формировании отчетности для внутренних целей, для статистического наблюдения.

При составлении отчетности для иных, специальных целей, используются Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г.№ 5н), Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (приказ Минфина РФ от 27.01.2000 г.№ 11н), ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»( приказ Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н), ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» ( приказ Минфина РФ от 28.11.01 г. № 96н), ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (приказ Минфина РФ от 02.07.02 г. № 66н). С 01.01.04 г. вступает в действие ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (приказ Минфина РФ от 24.11.03 г. № 105н).

К третьему уровню нормативного регулирования относят документы, которые, по существу, устанавливают порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. В настоящее время к таким документам относятся:

· Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г.№ 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

· Приказ Государственного комитета РФ по статистике № 102н и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г.№ 102н «О кодах показателей бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики»;

· Приказ Минфина РФ от 20 мая 2003г. № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». Приказ Минфина РФ от30 декабря 1996 г.№ 112 «О методических рекомендациях по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности»;

· Приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996 г.№ 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами».

К четвертому уровню нормативного регулирования бухгалтерской отчетности следует отнести указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики тех или иных хозяйствующих субъектов по составу, формам, их адресам и срокам предоставления сегментной отчетности как для внешних пользователей (видам продукции, географическим рынкам сбыта, филиалам и т.д.), так и внутренних целей.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский учет в России ведется согласно нормативным документам, которые имеют разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в разрезе 4-х уровней.

Законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях, формируют первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся:

· ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129–ФЗ (с изменениями и дополнениями);

· Гражданский кодекс РФ;

· Налоговый кодекс РФ;

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н (в редакции приказа МФ РФ от 24.03.2000г. № 31н) и т.д.

Документы, содержащие принципы и базовые правила бухгалтерского учета конкретных операций по отдельным участкам и видам деятельности, относят ко второму уровню. Сюда можно включить национальные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету (ПБУ).

По состоянию на 1.01.2011 г. действуют следующие стандарты:

1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 106н.

2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Утверждено приказом МФ РФ от 24.10.2008 г. № 116н.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом МФ РФ от 27.11.2006г. № 154н.

4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999г. № 43н.

5. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001г. № 44н.

6. ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Утверждено приказом МФ РФ от 30.03.2001г. № 26н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МФ РФ от 18.05.2002г. № 45н, от 12.12.2005г. № 147н).

7. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». Утверждено приказом МФ РФ от 25.11.1998г. № 56н.

8. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 28.11.2001г. № 96н.

9. ПБУ 9/99 «Доходы организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. № 32н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999г. №107н, от 30.03.2001г. № 27н, от 18.09.2006г. № 115н).

10. ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. № 33н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999г. № 107н, от 30.03.2001г. № 27н, от 18.09.2006г. № 115н).

11. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (приказ МФ РФ от 29.04.2008г. № 48н).

12. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». Утверждено приказом МФ РФ от 08.11.2010г. № 143н.

13. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Утверждено приказом МФ РФ от 16.10.2000г. № 92н.

14. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Утверждено приказом МФ РФ от 27.12.2007г. № 153н.

15. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 107н.

16. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 02.07.2002г. № 66н.

Читайте так же:  Получаем скидку в любом магазине или «наглость – второе счастье»

17. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Утверждено приказом МФ РФ от 19.11.2002г. № 115н.

18. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Утверждено приказом МФ РФ от 19.11.2002г. № 114н.

19. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Утверждено приказом МФ РФ от 10.12.02 № 126н.

20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 24.11.2003г. № 105н.

21. ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

22. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Утверждено приказом МФ РФ от 28.06.2010г. № 63н.

Документы первого и второго уровня обязательны для всех организаций.

Третий уровень

включает систему документов рекомендательного характера (методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МФ РФ и т.д.). Они разрабатываются на базе документов первых двух уровней и не должны им противоречить. К документам третьего уровня можно отнести:

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом МФ РФ 13.06.1995г. № 49;

· Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом МФ РФ от 13.10.2003г. № 91н и т.д.

К числу документов второго уровня можно отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденных приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции изменений и дополнений, утвержденных приказом МФ РФ от 07.05.2003г. № 38н).

К четвертому уровню

относят рабочие документы предприятия, раскрывающие учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются на основе документов первых трех уровней. К ним относятся:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· формы первичных документов и учетных регистров и т.д.

В настоящее время формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности базируется на следующих основных законодательных и нормативных документах:

1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н (в редакции приказа МФ РФ от 24.03.2000г. № 31н) и т.д.

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999г. № 43н.

4. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ МФ РФ от 02.07.2010г. № 66н.

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции изменений и дополнений).

6. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Приказ МФ РФ от 20.05.2003г. № 44н.

Кроме этого, при формировании бухгалтерской отчетности организациям следует руководствоваться всеми положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Почти в каждом из них имеется специальный раздел «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9319 —

| 7289 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды отчетности, ее назначение. Нормативное регулирование составления отчетности в России.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Положение разрешает организациям самостоятельно устанавливать форму бухгалтерской отчетности, закрепляя лишь понятие отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности.
Отчетность по видам подразделяется:
1) Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.
При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.
2) Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля за работой хозяйственного органа. Она содержит минимальное количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Оперативная отчетность является способом текущего наблюдения за ходом деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.

Нормативно правовое регулирование бухгалтерской отчетности представляет собой четырехуровневую систему:

первый уровень – это постановления Правительства и указы Президента, законодательные акты. (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ)

; второй уровень – Положения и стандарты по бухгалтерской отчетности (ПБУ, в данный момент их всего 24:

• ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
• ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
• ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
• ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
• ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
• ПБУ 6/01 Учет основных средств
• ПБУ 7/98 События после отчетной даты
• ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
• ПБУ 9/99 Доходы организации
• ПБУ 10/99 Расходы организации
• ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
• ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
• ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
• ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
• ПБУ 15/2008 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию
• ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
• ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
• ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль
• ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
• ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
• ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений
• ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
• ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
• ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов )

Читайте так же:  Работа в белоруссии для русских

третий уровень – инструкции и методические рекомендации Министерства финансов и иных организаций: например: Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н);

четвертый уровень – внутренние акты самого предприятия. Стандарты экономического субъекта разрабатываются организациями самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия — носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте являются:

— обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни, осуществляемых хозяйствующими субъектами;

— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Принципы регулирования бухгалтерского учета:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте»;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

В Российской Федерации существует четырёхуровневая система регулирования бухгалтерского учёта и отчётности (рис. 2.1).

рис. 2.1 Уровни регулирования бухгалтерского учёта

Первый уровень – законодательный – устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта. Документами данного уровня являются кодексы РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ является основным документом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность. К первому уровню также относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности и определяет юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учёта, определяет ответственность за организацию учётной работы. Законом определяются объекты бухгалтерского учёта, обозначены задачи бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте.

В Федеральном Законе изложены требования к ведению бухгалтерского учёта, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учёта, оценке имущества и обязательств, к порядку проведения инвентаризации, к составлению бухгалтерской отчётности, определены состав, правила оценки статей бухгалтерской отчётности, порядок её представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчётности и порядок хранения документов бухгалтерского учёта.

Второй уровень – нормативный – регулирует общие принципы организации и ведения бухгалтерского учёта, правила и порядок учёта отдельных объектов бухгалтерского учёта. Нормативную базу данного уровня составляют положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждённые Минфином РФ. Учётные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учёте и рассматривают отдельные методологические вопросы учёта конкретных операций.

Третий уровень – методический – объединяет нормативные документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой.

Четвёртый уровень – локальный (учётный) – определяет выбор форм и методов ведения учёта исходя из специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Четвёртый уровень регулирования включает в себя внутренние рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые разрабатываются в развитие нормативных актов перечисленных уровней. Например, приказ об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта; концепция ценообразования; положение о документообороте; коллективный договор; положение о премировании; нормативно – справочная, распорядительная документация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9319 —

| 7289 — или читать все.

Источники


  1. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  3. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  4. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
Все о нормативном регулировании бухгалтерской отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here